[ К  началу раздела ]

"Введение" / (1)  "Женская" ветка               (2)  "Мужская"  ветка           (3)   "Испанская" ветка

Николай Садкович
Летопись одной московской школы

Испанская ветка

110-я "Испанская школа"
Столовый переулок, дом 10

В 1965 году в Столовом переулке была закончена реконструкция здания школы. Весной 1965 года все ученики перебрались из Мерзляковского. А учебный год 1966 года был последним для учеников на Никитском бульваре, в доме 20.

В помещении на Столовом переулке была образована школа №110 с преподаванием некоторых предметов на испанском языке. Директором объединенной школы Александр Николаевич Шпетный. На первых порах коллективы педагогов обеих школ были механически слиты.

Помещения на Новинском бульваре и в Мерзляковском переулке перестали выполнять функции школ.

Сложнее была ситуация с учениками. В школе № 110 в предыдущий год ощущался недобор, а старшие классы имели уменьшенный состав. Это было связано с прокладкой Нового Арбата. Все старшеклассники школы № 110 были переведены в другие школы района. Все ученики школы № 25 были приняты в школу № 110. Первые классы собраны открытым набором новичков с учетом повышенных требований в обновленной школе № 110.

В итоге в школе № 110 стало 25 классов, из которых: 21 класс из детей, переведенных из школы № 25, 2 класса, оставленных от прежней школы № 110 и 2 класса первоклашек. В каждом классе было до 40 человек.

Количество педагогов в школе № 110 в этот переходный период менялось: до слияния (год 1966-1967) - 33 человека, при слиянии (учебный год 1967-1968) - 62 человека, через год (1968-1969) - 51. Далее количество педагогов стабилизировалось на этом уровне. Учителя английского языка стали не нужными. Часть преподавателей были уволены из-за недогрузки.

Социальный состав школы № 110 полностью изменился. Во-первых, из школы № 25 перешли дети, чьи родители говорили на испанском языке. В 16-ти классах были "носители языка". Это позволяло педагогам частично использовать "испанцев" для повышения качества уроков. В школе было 40 человек "испанцев". Такой же уровень испано-говорящих учеников сохраняется до настоящего времени (1999 год). Во-вторых, большинство учеников (60%) проживали далеко от школы, а остальные - в районе прежней школы № 25 (Новинский бульвар, дом 20). Это обстоятельство сохраняется до сих пор. В третьих, выходцы школы № 25 принесли с собой высокий уровень притязаний, например у выпускников школы 1968 года, класс 10А, среди родителей были: посол в Бирме, сотрудник Института Латинской Америки, редактор журнала, преподаватель Высшей школы МВД, 2 сотрудника Министерства внешней торговли, референт СЭВ, 2 сотрудника ГАБТ. А окончили в 1968 году: Старосельский – корреспондент ТАСС в Португалии, Бернштейн - сотрудник аппарата МГК ВЛКСМ, Сотников - сотрудник аппарата МВД СССР, Гордиенко — редактор издательства "Прогресс", Левитин - переводчик Института общих наук при ЦК КПСС.

Современная школа № 110

1967 — переезд всей школы №110 в помещение по Столовому переулку, дом 10.
1967-1972 — преподавание ряда предметов на испанском языке.
1972-1990 - работа Клуба интернациональной дружбы "Глобус".
1976 — введение в школе №110 одиннадцатилетнего образования.
1983 — директор школы по настоящее время — Кузнецова А. И.
1987 — обучение детей с 6-ти летнего возраста.
1987 — присвоение школе имени Эрнесто Че Геварры.
1989 — обмен школьниками, обучение детей в колледжах Испании.
1991 — преподавание русского языка иностранным школьникам.
1992 — обучение детей начальной школы ряду предметов по эстетическому воспитанию.
1993 — на базе школы №110 работает Мини школа "Аист" подготавливающая детей к поступлению в первый класс.
1993 — обучение детей с 7-ми летнего возраста.
1993 — факультатив в начальной школе "Познай себя" (американская система).
1994 — введение в обучение второго иностранного языка (английского) со 2-го класса.
1995 — обучение детей в колледжах Англии.
1995 — работа школы по встрече и празднованию 850-летия образования Москвы.
1996 — экскурсии в Санкт-Петербург и по Золотому кольцу.
1995-1996 — участие в конкурсе "Учитель года - 96". Лауреаты конкурса: педагоги школы № 110 Мартинес-Орлов С.С. (учитель истории и обществоведения) и Карнаухов К.С. (учитель начальных классов).

Директор советской школы

А.Н. Шпетный не публиковал статей о работе школы. Стиль и опыт работы директора в тот достаточно невыразительный советский период забыт. Шпетный был исполнительным чиновником. Поэтому сведения о его работе отражены в приказах по школе и в протоколах совещаний при директоре. Дадим статистику только по 1973 году.

Какие же основные вопросы решал директор?

Планированию посвящалось 6 общих заседаний в год. Начиналось с утверждения планов методических комиссий школы. Выступало 9 человек и все обсуждали проект. План воспитательной работы классных руководителей обсуждали 15 руководителей после их сообщений. Планирование работы на квартал и на каждый месяц шло на совещании в составе директора, трех завучей, председателя месткома, секретаря партбюро, старшего вожатого, а так же специально приглашаемых людей.

Успеваемость рассматривалась как по отдельным предметам, так и по классам. Отдельно - перед экзаменами.

Спорт в школе был любимым детищем Шпетного. При нем шло оснащение спортивного зала, закупка оборудования. Две перекладины используются до сих пор. Большую помощь оказывал находившийся рядом со школой Всесоюзный комитет по физкультуре. Занятия проходили на стадионе Краснопресненского района и на лыжной базе в Измайловском парке. Хорошо развивались в школе легкая атлетика, баскетбол, шахматы. В школе было 3 учителя физкультуры. В регулярно выпускаемых приказах по школе отмечался каждый ученик, кто выполнил нормы на значок ГТО. В нормы входило и плавание (в бассейне) и стрельба (в тире). В школе были подготовлены из учеников инструкторы и судьи по различным видам спорта. В результате - нашу школу окончили будущие чемпионы СССР: боксер, заслуженный мастер спорта В.Г. Степанов, ватерполист, заслуженный мастер спорта Г.П. Мшвенирадзе, бегун И.С. Ильин.

gimn-3.jpg (22795 bytes)

Военно-патриотическое воспитание школьников было стилем жизни школы послевоенного времени. Перед Днем Советской армии (23 февраля) и Днем Победы (9 мая) директор собирал совещание, которое определяло ряд мероприятий в масштабе школы и классов. Наиболее значительным мероприятием было открытие памятника "Реквием 41-го" во дворе школы 22 июня 1971 года. Этот памятник в дальнейшем был центром для проведения комсомольских и пионерских праздников, местом встречи выпускников, особенно участников Великой Отечественной войны. Памятник стал символом школы №110. В связи с переносом памятника со двора на улицу и угол школы значимость этого памятника изменилась

Встреча именитых гостей - представителей испано-говорящих стран, в основном - кубинцев, стала естественным продолжением политической работы в школе. Приемы делегаций (до 47 человек) требовали серьезной подготовки. Именно в этот период в школе (в 1974 году) был создан музей школы. Принят на работу сотрудник - Марина Ивановна Смарагдова, создана группа оформления. В книге отзывов появились восторженные отзывы на испанском языке.

В протоколах совещаний при директоре школы затрагивались все вопросы жизни. Среди них:

- проведение вечеров встречи выпускников школы,
- подготовка к научно-практической конференции,
- летняя оздоровительная компания,
- применение технических средств (телевизоров, магнитофонов, диапроектора),
- о приеме детей в 1-й класс, о дне открытых дверей,
- атеистическая пропаганда,
- работа кружков, работа с группой продленного дня,
- расстановка кадров в школе.

Созвездие имен

За 150 с лишним лет, которые прожила современная школа №110 от пансиона и гимназических классов до современного состояния, через нее прошло несколько сотен педагогов и несколько тысяч учеников. А именно:

Директора-новаторы: создатель мужской гимназии Александр Ефимович Флеров (1907-1917), академик АПН Александр Сергеевич Барков (1917-1925), член-корреспондентАПН СССР Иван Кузьмич Новиков (1925-1952), создатель женской гимназии Мария Густавовна Брюхоненко (1906-1917).

Авторы учебников: Николай Леонидович Глинка (школа №3), Александр Васильевич Перышкин (школа №10).

Педагоги - орденоносцы (орден Ленина): Елизавета Александровна Архангельская, Александр Сергеевич Вакулов, Ноэми Абрамовна Хейфец, Елизавета Николаевна Цветкова, Лидия Германовна Янсон, и другие.

Педагоги - погибшие фронтовики: Иван Иванович Кузьмин, Борис Михайлович Вайнштейн.

Педагоги - любимые учениками: Вера Акимовна Гусева, Иван Иванович Зеленцов, Иван Адамович Чернышевич.

Директора - ветераны: Елизавета Семеновна Хорохордина (1945-1958), Александр Николаевич Шпетный (1963-1979), Сергей Петрович Руднев (1944-1952, школа №593).

Гимназисты (до 1918 года): народные артисты СССР Игорь Ильинский и Сергей Алексеев, Вера Холодная, Марина Цветаева.

Выпускники - артисты: Алексей Баталов, Андрей Попов, Александр Ширвинд. Мария Миронова. Никита Михалков (школа №25), Геннадии Хазанов (школа №25).

Ученики и выпускники - физики (академики): Андрей Дмитриевич Сахаров, Андрей Александрович Коломенский и первый золотой медалист СССР Евгений Дмитриевич Щукин.

Выпускники - спортсмены (чемпионы СССР): боксер Виктор Григорьевич Степанов, бегун Игорь Сергеевич Ильин, ватерполист Георгий Петрович Мшвенирадзе.

Выпускники - известные личности: Андреи Козырев, "королева красоты" Маша Калинина, скульптор Даниэль Митлянский, языковед Александр Реформатский и его соученик Тимофеев-Рисовский ("Зубр").

Дети политических и общественных деятелей страны: наркома Кагановича, министра финансов Зверева, 1-го секретаря ЦК Щербакова, секретаря Сталина Шкирятова, Ворошилова, Хрущева, Николая Бухарина, Гамарника, Уборевича, Светлана Сталина (проходила практику), сын академика Зелинского (Андрей), дочь Есенина, дети Евстигнеева, Михаила Державина.

Современные блестящие педагоги школы №110: Николай Матвеевич Васильев, физорг с 1963 года; Алла Ивановна Кузнецова, бессменный директор с 1983 года; Сергей Сергеевич Мартинес-Орлов, "Учитель года" (1996); Кирилл Сергеевич Карнаухов, "Учитель года" (1996); Надежда Евгеньевна Исхакова, "Учитель года"(1997). Это только молодые выдвиженцы. А многие заслуженные педагоги уже устали ждать благодарности от правительства. Орденами их перестали награждать с пятидесятых годов, а ведь их труд - действительно подвиг.

 Заключение

Автор сознательно не давал детального описания последнего периода. Такие детали имеются практически во всех школах. Например, младшие классы поют "гимн школы №110", который сочинен музыкальным работником школы Вероникой Александровной Литвинчевой. Здесь работает Музей истории школы, где представлены документы, реликвии войны, воспоминания выпускников.

Школа, чьи корни уходят на полтора столетия в прошлое, имеет прочный фундамент для воспитания настоящего патриотизма у своих питомцев.

Николай Садкович

"Введение" / (1)  "Женская" ветка               (2)  "Мужская"  ветка           (3)   "Испанская" ветка

[ К  началу раздела ]

Хостинг от uCoz