[ К  началу раздела ]

Беседа 11.

РЕБЕНОК - СТРОИТЕЛЬ СЕБЯ.

В разговоре о педагогических принципах системы М. Монтессори как то ушло на второй план то главное из чего исходила итальянский педагог. Что же это? Традиционно советская педагогика, в том числе и дошкольная, что бы не декларировалось реально исходила из того, что ее задачей является формирование желаемого поведения ребенка. Предполагалось, что поведение ребенка тождественно его сущности. Для того, чтобы ребенок был здоров, а признаками здоровья считалась его упитанность и розовощекость его надо вовремя кормить и выгуливать. Чтобы он правильно физически развивался с малышом надо делать гимнастику и так далее. Ребенку все время навязывается чужой и чуждый ему опыт. Монтессори же предлагает дать ребенку реализовать его индивидуальную внутреннюю программу. Дать ему возможность развить собственную психику и интеллект. Уже общеизвестно, что дети которых родители в раннем возрасте держали в манеже развиваются хуже чем дети активно исследовавшие мир вокруг себя. Что же происходит, почему ребенок получающий больше ощущений, а значит и больший опыт вырывается вперед?

Монтессори предположила, что ребенок проходит два эмбриональных периода. Первый, когда зарождается его физическое тело и второй, когда зарождается его психика. В этом процессе малыш приобретает человеческие способности, разум и языковые навыки и ему нельзя мешать. У него нет другой цели, кроме стремления улучшить себя. Никто не будет вместо него адаптироваться к окружающей жизни и именно для этого ребенок развивать свои возможности, решая встающие перед ним проблемы. Видимое противоречие заключается в том, что для развития надо действовать, но малыш в первые годы ничего не может делать осознанно и целенаправленно, как это делал бы взрослый. Но это не означает, что правы педагоги считающие, что ребенка надо формировать путем внешнего чуждого природе ребенка воздействия. Монтессори открыла тот механизм с помощью которого ребенок сам формирует себя и назвала его “впитывающим умом”. Малыш бессознательно отбирает из окружающей среды то, что работает на его развитие. Так среди множества шумов, его окружающих ребенок безошибочно выделяет и усваивает человеческую речь, более того язык народа к которому принадлежат его родители. Именно эти звуки ребенок воспринимает и воспроизводит, говоря свои первые слова и дальше развивая свой язык. Тоже самое происходит и с другими впечатлениями, которые обрушиваются на ребенка. Он всем существом впитывает их и с одной стороны впечатления формируют малыша, а с другой создают то обширное поле выбора которое и определяет человеческую индивидуальность.

Именно поэтому Монтессори предлагает взрослому наблюдать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный выбор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем. Легче всего проиллюстрировать этот принцип обыденным бытовым примером. За обедом ребенок сообщает что у него нет ложки. Для взрослого проще всего дать ее малышу, но можно и искренне удивиться, показав тем самым готовность помочь, оставив решение о способе за ребенком. Малыш может:

  • попросить подать ему ложку. Тем самым учась обращаться за помощью или, выступать в роли учителя, подсказывая, что необходимо делать в подобной ситуации;
  • обратиться за помощью к другому. Тем самым учась находить партнера для решения своей проблемы;
  • попросить помочь ему решить проблему самостоятельно. Например: “Пожалуйста, подставь мне стул, я хочу достать ложку из буфета”.

Возможны, наверное, и другие варианты, но важно, что была поощрена самостоятельность ребенка, ему было показано, что он вправе сам решать свои проблемы. Ему был предоставлен честный выбор и ребенок использовал эту ситуацию для того, чтобы приобрести что-то ему недостающее, научить себя чему-то новому.

К.Сумнительный, директор Центра Монтессори.

[ К  началу раздела ]

 

Хостинг от uCoz