[ К оглавлению рукописи]  [ К  началу раздела ]


Руководящие положения,принятые Государственным комитетом по народному образованию,

при разработке вопросов о реформе народного образования

(Приняты 6 июня 1917 г.)

1. Задача Комитета.

Своею непосредственною задачею Комитет ставит разработку временных, впредь до установления Учредительным собранием или законодательными органами, законов по народному образованию. Временные меры должны быть согласованы с пониманием конечных целей и форм организации дела и облегчить их достижения.

2. Место государства в деле народного образования.

Государство устанавливает в законодательном порядке основные начала, определяющие взаимоотношения между государством и населением. Эти государственные нормы должны обеспечить право личности и общества в деле народного образования. Законодательные нормы, установленные государством, подлежат охране суда, к которому обращаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации и частные лица для восстановления нарушенного права. Государство собирает, систематизирует и опубликовывает все, имеющее общественное значение, данные, относящиеся к народному образованию. Оно содействует развитию и распространению народного образования всеми находящимися в его распоряжение интеллектуальными и материальными средствами. Оно основывает просветительные учреждения, имеющие общегосударственное значение.

3. Объединение управления учебными заведениями разных ведомств.

Управление учебными заведениями и другими просветительными учреждениями разных ведомств как общеобразовательными, так и профессиональными, подлежит возможно полному объединению как на местах, так и в центре.

4. Финансы народного образования.

Существующая финансовая система должна быть радикально изменена, и органы местного самоуправления должны быть обеспечены такими источниками доходов, которые дали бы возможность сосредоточить в своих руках всю финансовую сторону народного образования.

Выдача пособий из государственных средств на нужды народного образования должна производиться лишь в целях урегулирования таким путем особенно неблагоприятных финансовых условий отдельных местностей или же в целях удовлетворения исключительных государственных потребностей.

Ликвидация действующей системы государственных ассигнований на нужды народного образования должна производится постепенно, в соответствии с реформами местного самоуправления и финансовой.

Все общественные просветительные учреждения должны быть обеспечены соответствующим земельным участком из государственных земель, а так же пользоваться правом бесплатного получения строительных материалов и топлива из государственных (лесов) имуществ.

5. О государственных просветительных учреждениях.

К заведыванию центральными и областными Государственными просветительными учреждениями (высшие учебные заведения, ученые учреждения, книгохранилища, музеи) должно быть привлечено представительство общественных организаций. Этим учреждениям должна быть обеспечена полная автономия и коллегиальное управление.

6. Учебные округа, училищные советы, дирекции и инспекции народных училищ.

Учебные округа, училищные советы, дирекции и инспекции народных училищ должны быть упразднены.

7. Передача школ и других просветительных учреждений органам местного самоуправления.

Дело народного образования передается в самых широких границах органам местного самоуправления, по мере создания на местах соответствующих органов школьного управления и урегулирования вопроса о финансировании переданных учреждений.

8. Земские и городские органы по заведыванию народным образованием.

Городские и земские органы, заведующие народным образованием, должны быть составлены из представителей органов местного самоуправления работников по народному образованию, а также представителей учительских и различных общественных организаций.

9. Частная и общественная инициатива.

Законодательство предоставляет широкий простор в деле народного образования частным лицам и всевозможным общественным, национальным и конфессиональным организациям при условии выполнения ими требований закона и подчинения их установленному контролю органов местного самоуправления.

10. Родной язык в школе.

Каждому гражданину должна быть обеспечена возможность получить образование в общественных учебных заведениях, по возможности всех ступеней и типов, на своем родном языке.

11. Государственный язык.

Государство должно обеспечить учащимся в общественных общеобразовательных учебных заведениях всех ступеней возможность изучения государственного языка, но это изучение не должно носить для них обязательного характера.

12. Религия в школе.

Органы местного самоуправления, частные лица и организации получают право открывать учебные заведения светского характера, т.е. лишенные религиозного элемента и в учебном плане и в строе школе.

Устанавливается право родителей не обучать своих детей закону божию в школе, а после определенного законом возраста право отказываться от изучения этого предмета предоставляется самим учащимся.

13. Обязательный учебный минимум.

Учебные курсы единой школы, установленные в законодательном порядке, должны заключать в себе лишь известный общеобязательный минимум образовательного материала, предоставляя полную возможность факультативных дополнений к нему.

14. О единой школе.

Общеобразовательные учебные заведения России должны быть объединены в общую школьную систему, распадающуюся на 4 последовательные ступени: 1) начальная школа; 2) высшая начальная; 3) средняя; 4) высшая. Установление этих четырех ступеней не предрешает вопроса о введении в общую систему единой школы учреждений для воспитания детей дошкольного возраста.

Продолжительность курса каждой ступени должна быть определена общегосударственным законом. Курс школы каждой ступени имеет самодавлеющий характер, т.е. план его определяется независимо от плана следующей ступени. Отношение к курсу единой школы, предусмотренному законом, курса тех школ, которые по числу лет обучения не соответствуют установленным для каждой ступени нормам, определяется в установленном порядке.

Учащиеся, окончившие курс школы какой либо ступени, получают право без экзаменов поступать в школы следующих ступеней.

15. Внутреннее самоуправление в школе.

Школам, в которых педагогический персонал образует коллегию, должно быть предоставлено право внутреннего самоуправления (автономия).

Автономия школы должна обеспечить: а) свободу самоопределения педагогической коллегии в учебно-воспитательном деле в пределах, установленных законом, б) право заведывания хозяйственной частью школы в пределах сметы, утвержденной местным органом школьного управления, в) право участия педагогической коллегии в избрании учителей и других лиц, входящих в состав коллегии. Пределы, в которых осуществляется автономия школы, должны быть таковы, чтобы автономия эта не исключала возможности для общественных организаций, управляющих делом народного образования, оказывать влияние на общее направление школьной работы, а следовательно и на личный состав педагогической коллегии.

16. Права учащих.

Учащие не ограничены в пользовании всеми правами гражданина, в частности, правом принадлежать к любой политической или профессиональной партии и группе.

Учитель может быть лишен своего звания не иначе, как по приговору суда.

Учитель свободен в индивидуальном осуществлении общих заданий, указанных законами, постановлениями органов школьного управления и педагогическими коллегиями (советами).

17. Участие родителей в жизни школы.

Родителям учащихся должна быть предоставлена возможность принимать активное участие в жизни тех общественных заведений где учатся их дети, но признание необходимости местной связи между школой и семьей не должно нарушать ни принципа свободы личности ребёнка, ни основного принципиального взгляда на общественную школу как на общественное учреждение, не ограничивать ответственную самостоятельность учащих в педагогических вопросах. В школьное законодательство необходимо поэтому ввести только самые общие положения об участии представителей семьи в школьной жизни, оставляющие широкий простор для свободной творческой работы в этой области со стороны органов местного самоуправления.

18. Права учащихся.

В основу внутренней организации всех учебных заведений должно быть положено признание за учащимися личных прав, обеспеченных основным законом государства за всеми его гражданами, как-то: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и организаций.

Учащиеся должны быть признаны важным активным фактором в общей организации школы, при чем конкретные формы устанавливаются в соответствии с особыми условиями различных типов учебных заведений.

19. Общедоступность образования.

Всем детям, без различия их религии, национальности и общественного класса, к которому они принадлежать, должен быть обеспечен доступ во все воспитательные и учебные заведения и в другие просветительные учреждения в соответствии с возрастом, для которого эти учреждения предназначены.

20. Бесплатность образования.

Государственным законом по народному образованию должна быть установлена бесплатность обучения в общественных учебных заведениях всех типов и ступеней.

Из принципа бесплатности обучения вытекает необходимость снабжения учащихся теми средствами без которых невозможно нормальное пользование школою - учебными пособиями, пищей в учебное время и т.п.

21. Обязательное обучение.

Государственным органическим законом по народному образованию должен быть установлен принцип обязательности обучения детей до известного возраста, причем практическое осуществление этого принципа должно регулироваться отчасти государственным законодательством, отчасти постановлениями органов местного самоуправления.

22. Право отсталых и дефективных детей на образование.

Признается право физически и умственно отсталых и дефективных детей на воспитание и обучение в особых учреждениях.


Компьютерный набор - Будаков Р.П.

[ К оглавлению рукописи]  [ К  началу раздела ]

К главной странице сайта Education+

Хостинг от uCoz