[Назад (к
содержанию раздела)]
Духовное образование
в женских епархиальных училищах.
Андреева Е.А. - Женские епархиальные училища имели свое особое назначение и свою особую организацию. Они были созданы в середине 19 века для дочерей православного духовенства, но не являлись сословным учебным заведением. За определенную плату, определяемую местным духовенством там могли обучаться девицы из других сословий общества. Эти училища состояли в ведении Святейшего Синода, под управлением епархиальных архиереев, и вверялись ближайшему попечению местного духовенства, которое само находило средства к содержанию училища. Духовенство ставило главной целью воспитать и приготовить из своих дочерей добрых и достойных жен священников. Дочь священника, желающая стать женою священника должна была быть образованною девицею, иначе она не смогла бы пользоваться уважением тех прихожан, которые обучали своих детей грамоте. Кроме этого, жена должна была поддерживать своего супруга: предохранить его от упадка духа, от нравственного усыпления и огрубения в материально-житейских помыслах и интересах, от дурного общения, от грубых склонностей и привычек, утешить и успокоить его в различных неудачах, лишениях и искушениях. Преданная, умная и духовно образованная жена для пастыря церкви была часто среди окружающей его среды единственной советницей и сотрудницей. Она не только облегчала мужу трудности его общественного служения, но и принимала на свое попечение заботы по воспитанию детей и управление домом. Ни какое-нибудь другое женское учебное заведение не могло подготовить дочерей духовенства к миссии жены священника. Курс преподаваемых предметов в светских и духовных училищах был один и тот же. Но только в духовных учебных заведениях девушка могла получить истинное духовное образование, в духе и под руководством Православной церкви. (4) Из предметов обучения обязательными считались в женских епархиальных училищах следующие:
Необязательными считались музыка, рисование и новейшие языки. В некоторых епархиальных училищах было введено иконописание. Воспитанницы писали иконы для беднейших церквей епархий. Кроме того девицы обязательно обучались, только во внеурочное время шитью, кройке, вязанию и другим домашним рукоделиям. С 1888 года, по распоряжению Святейшего Синода, в училищах введено обучение шитью и починке церковных облачений и других принадлежностей церковной ризницы: облачения на престол, жертвенник, церковные завесы, облачения священнические и т.д. Воспитанницы сами себе шили белье и платья, убирали комнаты и постели, поочередно готовили обеды и сервировали стол, занимались садоводством и другими предметами домашнего хозяйства. В светских учебных заведениях эта сторона воспитания оставалась без внимания. Содержание воспитанниц было самое простое и незатейливое. Их заранее приучали к скромной трудовой жизни. По мнению московского митрополита Филарета, «воспитание их должно быть направленно, к тому, чтобы дать девицам религиозно - нравственное и хозяйственное образование, но не уклонять их от простоты жизни, свойственной им по рождению и назначению.... При помещении заведения должна быть устроена в нем церковь; прочее все, из бережливости, должно быть просто, кроме самого необходимого приспособления к потребностям заведения. Воспитываемые девицы живут в малых комнатах и непросторно. Кто придет в такое заведение из подобных светских , тот не похвалит видимого, потому что найдет только чистоту и опрятность, а не занимательный и блистательный вид. Но это сообразно с положением воспитываемых, которые пришли сюда из тесных и скудных жилищ и в такие же, по всей вероятности, должны возвратиться. Блистательное жилище во время воспитания сделало бы для них неприятным будущие их жилища, простые и скудные (2)». Для того, что бы облегчить путь к духовному образованию воспитанницы использовали три известных основных средства:
Девицы ежедневно слушали положенные молитвы утром и вечером, до и после приема пищи, при начале и в конце уроков в классе. В воскресные и праздничные дни они присутствовали при богослужении. Соблюдая в точности посты , установленные Православною Церковью, все воспитанницы говели, исповедались и причащались Святых Таин два раза в год - в Великий пост на первой неделе и в пост перед Рождеством Христовым в дни 17-21 ноября. В день причастия воспитанницам делали праздничный стол. На дни говенья уроков ученицам не задавали, некоторые дисциплинарные взыскания и наказания за неуспеваемость и шалости в первую четверть года (август - октябрь) налагали непременно до дней говенья. Еще одна из составляющих духовного образования - это режим жизни в епархиальных училищах. В 7 часов воспитанницы встают, в 8 уже идут на утреннюю молитву в училищную церковь. С 9 часов до 15 проводятся занятия, причем каждый урок начинается и заканчивается молитвой. Между уроками перемена на 20 минут. Завтраки, обеды и ужины сопровождаются молитвой. В 21. 15 часов девицы ложатся спать. В итоге: 8 часов уделялось умственным и физическим занятиям, 2 часа на молитву, 4 часа на прогулку и принятия пищи и 10 часов на сон. Преподавание церковного пения очень отличалось от преподавания в светских учебных заведениях и проводилось в строго религиозно-православном духе. Согласно учебному плану 12 часов в неделю было отведено этому предмету. Пели воспитанницы в храме и по партесным нотам, и по Обиходу, изданному Святейшим Синодом. Кроме хорового пения, девицы выступали и меньшими группами и по-одиночки. Они могли петь и молебны, и панихиды, при бракосочетании и крещении и т.д. Изучались также патриотические гимны и канты, литературные и народные песни, сохранившие в себе историческое национальное содержание и чистую поэтическую прелесть. В 1886 году по распоряжению Синода было рекомендовано в старших классах знакомить воспитанниц с приемами образования певчего хора и управление им. Потому что многие девицы по окончании курса становились сельскими учительницами, для которых желательно было умение составить церковный хор или организовать церковное пение. Это тоже входило в систему духовного образования. В некоторых епархиальных училищах дело обстояло совершенно иначе. Один заслуженный профессор университета пишет: «Горько жалуются на свою судьбу те наши батюшки, которые поженились на девицах местного епархиального училища; сидят себе, поджавши ножки, да романцы читают; не то они посмотрят, что в печке делается, не то умеют с мужиком поговорить; детишки чумазые и бегают без присмотра (217, 1.)». Такие мнения не раз появлялись в печати 19 века. В связи с этим некоторые священники: Сперанский, Ромашков, Преображенский и другие неоднократно в своих наставлениях начальницам женских епархиальных училищ проставляли акцент на духовное образование. По их мнению, только образование по духу христианской религии может нравственно усовершенствоваться человек и соответствовать тому назначению, какое требуется высоким достоинством его нравственной природы. Такое образование не может ограничиваться развитием одной какой - либо способности души, а должно обхватывать всю духовно-нравственную природу человека, со всеми ее силами и способностями. Духовное образование должно совершаться через преобразование всей духовной природы человека в ее главных способностях: ум, сердце и воле. Ум человеческий имеет прирожденную способность стремиться к истине. Эта высокая цель должна достигаться сообщением ей необходимых важнейших истин о Боге, Господе Иисусе Христе, учением веры и христианской нравственности. Духовное образование должно стремиться действовать правильно на сердце и волю женщины. (3). Эти наставления были приняты как руководство для образования девиц в женских епархиальных училищах. Воспитывая епархиалок в духе православия и народности, духовенство способствовало возвышению и укреплению в сердцах народа всего русского и национального. Духовное образование вело людей к духовной жизни и не было достояния только духовенства.
|
[Назад (к содержанию раздела)]