[ К  оглавлению Архива ]

Феномен воспитания в контексте современности.

Д.В.Григорьев,
н.с. Научного центра
современных проблем воспитания ИТОП РАО

bar16.jpg (1487 bytes)

Воспитание - изначально это слово означало «вытягивать», а в более расширительном толковании - «выращивать», и связывалось прежде всего с процессом питания. Современное понимание категории воспитания разворачивается, главным образом, в двух контекстах: 1) воспитание как специфическая общественная практика; 2) воспитание как профессиональная педагогическая деятельность.

Как общественная практика, воспитание - это прежде всего передача старшими поколениями и активное усвоение и воспроизводство новыми поколениями социального опыта (знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений). Однако, в условиях динамично изменяющихся обществ ХХ века указанные процессы становятся затруднительными, а часто и малоэффективными. Формы опыта могут меняться на протяжении жизни одного поколения, и это делает их простое воспроизводство непродуктивным, может вызывать конфликты между поколениями. Самовоспитание становится практической проблемой для многих зрелых людей. Вместе с тем перед ними возникает задача понимания проблемности опыта своих младших современников, задача разграничения живого опыта людей и социальных стандартов. Воспитание более не носит однонаправленного характера, но предполагает активное двустороннее социальное взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия.

Воспитание как профессиональная педагогическая деятельность - целенаправленное создание условий для мотивационно-ценностного развития человека. В основе воспитания лежит система воспитательных отношений, и наиважнейшее значение имеют не сами по себе условия развития человека, а его фактическое место в этих условиях, отношение к ним и характер деятельности в них.

Специфика воспитательной деятельности педагога открывается в ее соотнесении с деятельностью обучения. Если обучение имеет дело преимущественно с искусственными: знаковыми, символическими, схематизированными, систематизированными, модельными объектами и системами, то воспитание опирается на реальные социальные (человек, общество), экологические отношения, процессы, явления как живые, естественные события окружающей человека действительности, способные вызвать эмоциональные переживания. Если обучение (и в семье, и в школе) ориентировано на усвоение знаний, умений, и, что особенно важно, способов интеллектуальной, познавательной, профессиональной, художественной деятельности, способов самопознания, культурного общения, поведения, то воспитание направлено на приобретение позитивного опыта социальных отношений, опыта нравственного, гражданского самоопределения, связано с навыками социального реагирования, с поддержкой индивидуальности в человеке, обеспечением адекватной самооценки, жизненной успешности (О.С.Газман). Если основной результат обучения - присвоение человеком культуры значений, т.е. выработанных в данной культуре знаков, образов, действий, норм, понятий, то путь воспитания - выработка человеком своей личной культуры смыслов. Смысл - это «значение для меня», мой индивидуальный вариант отношения к значениям. В личностном смысле, в отношении прячутся и ценностная, и мотивационная стороны человеческой активности (С.Д.Поляков).

Для педагогической практики особую значимость приобретает тот факт, что в процесс освоения социального опыта вступает не отделенный от своего поколения индивид, а целая возрастная когорта личностей. Воспитание должно ориентироваться не столько на внешний и общий по отношению к когорте показатель «взросления», сколько на возрастание внутри когорты личностного потенциала ее субъектов. Иными словами, деятельность воспитания должна выстраиваться в соответствии с логикой развития субъектности человека.

Упрощенно эту логику можно представить как продвижение человека через толщу осваиваемых им житейских, культурных, социальных наносов (фаза детства) к самостоятельному строительству своих жизненных обстоятельств (фаза отрочества и далее - юности, взрослости). Между двумя фазами лежит своеобразная «точка перегиба» - «открытие себя» в предподростковом (10-12 лет) возрасте - где происходит постановка задач саморазвития. В этой «точке перегиба» должно происходить существенное изменение содержания и формы воспитательной деятельности взрослых.

В первой фазе жизни ребенка семья (позже - детский сад, начальная школа) приобщает его к миру важнейших нравственных, эстетических ценностей, способствует становлению его субъектом собственной душевной жизни. Здесь смысл воспитания - вос-питание: вскармливание, питание ребенка, неприспособленного к жизни; восполнение, обогащение его душевным теплом.

Взрослому (особенно педагогу) важно не пропустить момент обращения ребенка к постановке и решению задач саморазвития (период отрочества) и самому совершить переход от установки на развитие детей к педагогической ценности саморазвития ребенка. Воспитательная деятельность, поддерживающая процессы самопознания, саморазвития, самоопределения подростка, юноши может рассматриваться в смысле старорусского «възпитанiе» - возвышенное питание, духовное возвышение воспитанника. Основное содержание воспитательной деятельности на данном этапе развития личности - организация процессов осознания и осуществления подростком, юношей собственной глубоко индивидуальной сущности, самости («воспитывать» - украинское «виховати» - «извлекать спрятанное»).

Деятельностную стратегию воспитания подростков и юношества можно, на наш взгляд, обозначить понятием педагогическая поддержка, введенным в современную отечественную педагогику О.С.Газманом. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне, количестве, качестве), то есть поддерживается “самодвижение”, развитие “самости”, самостоятельности человека. Отсюда и основной пафос направленности поддержки и способов ее осуществления - саморазвитие личности.

Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится “процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни” (О.С.Газман). При этом приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребенку, педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

К  оглавлению Архива ]

Хостинг от uCoz