[Назад (к содержанию раздела)]

Классный руководитель
как лидер команды педагогов класса.

Д.В.Григорьев,
н.с. Научного центра
современных проблем воспитания ИТОП РАО

bar16.jpg (1487 bytes)

Непосредственно-эмоциональное общение и совместная деятельность с детьми, доверительные отношения с ними, понимание мира интересов и увлечений подростков, позиция значимого взрослого в детском сообществе - вот лишь часть того, что приобретает педагог как классный руководитель, по духу, а не по букве реализующий свою профессиональную роль. Именно в этом, а не в мизерной доплате, привлекательность дела классного наставничества для многих учителей. Однако опытные классные руководители прекрасно понимают, что “спектакль одного актера” хотя и может быть успешным, но вряд ли будет действенным без поддержки других учителей, работающих с классом.

Замысел проекта “Классный руководитель - лидер команды педагогов класса” вырос из понимания того, что воспитательные влияния могут быть едины, могут дополнять друг друга, но могут и вступать в противоречие, пагубно сказываясь на развитии личности воспитанника. Взаимодействие учителей, преподающих в классе, с классным руководителем позволяет не только обеспечить единство педагогических взглядов и подходов к разрешению конкретных проблем классного сообщества, но и актуализировать в сознании учителей-предметников вопросы их собственной воспитательной деятельности, подвигнуть их к личностно-профессиональному совершенствованию, а классному руководителю - освободиться от стереотипов «воспитательной работы» и «мероприятийного воспитания».

На наш взгляд, потенциал команды педагогов класса складывается из следующих составляющих:

Согласия педагогов относительно:

значения воспитания и его места в структуре педагогической деятельности вообще;

целей, ценностей, содержания воспитания в современных условиях;

принимаемых образов «идеального педагога» и «идеального воспитанника»;

социально-психологического портрета всего класса и каждого учащегося в отдельности;

использования тех или иных форм, методов, средств учебно-воспитательного процесса.

Характера и уровня развития профессиональных отношений членов педагогической команды класса, складывающихся в процессах:

партнерского взаимодействия в решении проблем обучения и воспитания;

профессионального самообразования и саморазвития;

формирования и реализации корпоративной (внутри педагогической команды) системы прав и обязанностей, поощрений и санкций.

Характера и уровня развития межличностных отношений педагогов как субъектов педагогической команды класса.

Способности классного руководителя “приобрести” лидерскую позицию в педагогической команде (которая, как известно, не фиксируется, а присваивается сообществом неформальным образом).

Возрастание потенциала педагогической команды класса и эффективность его реализации, как показывает практика, определяются развитием не какой-то отдельной, а всех составляющих параллельно. Однако для конкретной команды педагогов та или иная составляющая может играть системообразующую роль в развертывании профессионального сотрудничества. В соответствии с этим можно выделить несколько типов педагогических команд.

Для первого типа команды (назовем его, условно, вербальным) характерна сосредоточенность педагогов на совместном обсуждении проблем профессиональной деятельности, обмене информацией о состоянии дел в классе, психологическом микроклимате, возникших проблемных ситуациях и конфликтах. Основной формой педагогического взаимодействия здесь выступают малые педсоветы, педагогические консилиумы, “круглые столы”, а содержанием – ситуативное реагирование. Классный руководитель в такой команде занимает, как правило, позицию руководителя-координатора, обеспечивающего “встречу” всех педагогов класса. Серьезным недостатком педагогических команд «вербального» типа является сосредоточенность на оперативных мерах в ущерб превентивным, проектировочным действиям.

Отличительной особенностью второго – деятельностного - типа педагогической команды является высокий уровень самоуправления учителей в процессе сотрудничества. Педагоги здесь стремятся к включенным в повседневную деятельность формам партнерского взаимодействия (уроки межпредметного диалога, совместные консультации для родителей и т.п.), самообразованию и обмену практическим опытом. Позиция классного руководителя в такой команде – позиция равноправного участника педагогического самоуправления, а также педагога-психолога, более других осведомленного о психологическом микроклимате в классе и поставляющего соответствующую информацию для своих коллег.

Для третьего – отношенческого - типа педагогической команды характерен акцент на поддержании и развитии определенных межличностных отношений. Совпадение личностных целей, ценностей, установок, тяготение к неформальному общению приводят педагогов к таким формам сотрудничества как “педсовет за чашкой чая”, “педагогический театр” (творческие выступления учителей перед родителями и учениками), а также выходящим за рамки школьной среды совместным экскурсиям, турпоходам, посещениям лекций и т.д. В процессе взаимодействия учителей волнует не только профессиональное, но и собственное личностное развитие, поэтому в арсенале педагогической команды - тренинги общения и личностного роста, психотехнические практикумы, различные игровые процедуры. Следует заметить, что классный руководитель в «отношенческой» команде является, как правило, признанным лидером, и именно его отношения с коллегами кардинально определяют эффективность их совместной деятельности.

Приведенные типология не является строгой, а сами типы педагогических команд - вербальный, деятельностный, отношенческий - могут существовать как в чистом, так и в смешанном виде. Однако, опираясь на типологию, классный руководитель получает возможность объединения своей команды вокруг наиболее приемлемого для нее системообразующего фактора.

Что может явиться первым шагом по формированию педагогической команды? Пожалуй, несколько вопросов классного руководителя к своим коллегам:

Хорошо ли Вы знаете класс, в котором преподаете? Определите, на Ваш взгляд, главные проблемы класса.

Хотели бы Вы в своей работе с классом опираться на поддержку коллег и классного руководителя? Каковы содержание и формы подобной поддержки?

Определите стили деятельности других педагогов класса, их педагогические умения, сильные стороны как личностей и профессионалов.

Кто из педагогов класса ближе Вам по духу, по “педагогической философии”?

Назовите тех из педагогов класса, кто, на Ваш взгляд, замечательно владеет следующими умениями: 1) эмоционально воздействовать на воспитанников; 2) организовать их; 3) воодушевить; 4) установить дисциплину; 5) сдружить; 6) поговорить по душам; 7) провести интересное дело; 8) выйти из конфликта. (Список можно продолжить)

Сколько времени необходимо, чтобы возникла команда педагогов? Это естественный или управляемый процесс? Почему Вы так считаете?

Возможно ли, что не слишком успешный педагог состоится все-таки как профессионал благодаря совместной деятельности учительской команды? Что для этого должна предпринять команда, а что - он сам?

Команда педагогов - это сумма качеств ее участников или что-то еще? (дополните ответ своими рассуждениями)

Анализ классным руководителем полученных ответов, их проблематизация в совместном обсуждении педагогами должны послужить основанием развертывания самоопределения педагогической команды класса в решении стоящих перед нею проблем и задач.

В свою очередь общешкольный уровень реализации проекта «Классный руководитель - лидер команды педагогов класса» предполагает, с одной стороны, открытость для школьного сообщества практической деятельности сложившихся классных педагогических команд, продукты которой могут ежегодно предъявляться на конкурсе “Классный и его команда”, с другой стороны, специальную подготовку (обучение) тех классных воспитателей, кто еще не собрал, но потенциально способен собрать вокруг себя педагогов своего класса.

[Назад (к содержанию раздела)]

Хостинг от uCoz