[ К  оглавлению Архива ]

О значении элементарной математики
в системе непрерывного педагогического образования

Добрынина Ирина Васильевна,
кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры алгебры и геометрии
Тульского государственного
педагогического университета им. Л.Н. Толстого.
Тула

bar16.jpg (1487 bytes)

Курс элементарной математики является естественным в системе непрерывного образования. Изучив школьную математику на этапе допрофессиональной подготовки, многие студенты сталкиваются с ней в педагогическом университете. На занятиях по элементарной математике они продолжают общаться со школьной. Однако университетское образование дает качественно иной уровень подготовки, включающий в себя закрепление основных знаний, умений и навыков в области школьной математики, углубление, расширение, обобщение и систематизацию этих знаний. Изложение материала идет на более строгом и высоком научно-методическом уровне, подкрепляется практическими примерами, вызывая тем самым живой интерес к предмету. Кроме того, преподаватели педагогических университетов пользуются в своей работе знаниями общей дидактики, а поэтому студенты глубоко познают тот или иной предмет, в том числе и элементарную математику.

Огромная роль отводится вопросам обучения решению задач, ибо студенты должны усвоить не только математические понятия и изучить теорию, но и применить последнюю на практике. Как правило, они умеют решать те классы задач, для которых существуют определенные алгоритмы. Однако нельзя указать алгоритмы решения всех задач, поэтому важная роль отводится тому, чтобы научить, зачем и почему делаются те или иные действия для достижения конкретной цели.

Творческий подход при изучении каждого вопроса, которому способствует самостоятельное решение различных задач и проведение доказательств теорем, ответы на нестандартно поставленные вопросы по ранее изученному материалу или в процессе изучения нового, поиск наиболее естественных, коротких или более оригинальных способов решения задач помогают активизировать студентов, развивать в них самостоятельность и логику мышления.

Кроме того, им необходимо критически относится к каждому суждению, не принимать за доказанное то, что не обоснованно. Это также развивает мышление, обогащает его новыми представлениями и понятиями.

В курсе элементарной математики, естественно, следует учитывать личностные особенности каждого студента. Этого можно достичь путем оптимизации приспособления материала к индивидуальным способностям каждого студента, использованием дифференциального подхода как при решении задач, так и при составлении контрольных работ. На мой взгляд, важным является выполнение индивидуальных заданий студентами.

Разумеется, следует указывать и на место элементарной математики в системе математических дисциплин. Ведь она тесным образом связана как с высшей математикой, так и методикой. Следует подчеркнуть, что элементарная математика, с одной стороны, представляет самостоятельную область математики, с другой является базой, или стартовой площадкой, для изучения высшей. Поэтому предъявляются высокие профессиональные требования при ее изучении. Элементарная математика, как и всякая другая математика - именно та дисциплина, которая развивает у человека логическое мышление, способность четко выделять цели и пути решения поставленной задачи. Поэтому ее изучение будущими учителями математики необходимо. Оно особенно необходимо и потому, что является хлебом учителя, его профессионализмом.

Добрынина И. В.


Из материалов научной-практической конференции "Взаимосвязь дидактики и частных методик в обучении", прошедшей в 1999 г. в Институте теории образования и педагогики Российской академии образования. По согласованию с сотрудниками Лаборатории дидактики института.

[ К  оглавлению Архива ]

Хостинг от uCoz