[ К  оглавлению Архива ]

Взгляд дидактики и методики
на естественнонаучную подготовку учащихся

Зорина Л.Я.
Доктор педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
лаборатории дидактики
Института теории образованияи педагогики РАО
Москва.

bar16.jpg (1487 bytes)

В статье пойдет речь о методическом и дидактическом анализе учебных достижений учащихся, выявленных в третьем международном сравнительном исследовании по математике и естествознанию. Предпошлем результатам анализа наше понимание истоков дидактических проблем.

Дидактика, как и всякая наука, развивается в силу своей внутренней логики

и потребности практики. Но для педагогики как и всей общественной науки имеет значение целепологание, зависящее в значительной степени от парадигмы общественного сознания. Перенос ее с классовых ценностей на личность, ее развитие и саморазвитие, формирование демократического гражданского общества повлекло и привело к изменению социокультурных ценностей. Для науки и для школы стало важным личностно-ориентированное обучение. Появились инновационные школы, стали разрабатываться вопросы дифференциации обучения, которая уже нашла широкое применение в практике. Появились разноуровневые учебники. В науке, по крайней мере, возникла тенденция противопоставления социализации обучения индивидуализации.

В связи с тенденцией личностно-ориентированного обучения возникают для дидактики (и философии образования) следующие проблемы.

Правомерно ли противопоставлять индивидуализацию социализации обучения, а если нет, то в чем при индивидуализации должна проявляться социализация? В чем специфика различных звеньев школы при личностно-ориентированном обучении и как оно соединяется со стандартами базового учебного плана, обеспечивающего всем учащимся равные возможности? Каковы границы применимости личностно-ориентированного обучения? Не меньше вопросов связано с дифференциацией обучения, которая не только объединяет учащихся по тем или иным признакам, но и разъединяет их, противопоставляет, делает из них конкурентов (а следовательно победителей и побежденных или однобоко развивающихся людей). Как, используя позитивные факторы дифференциации обучения, смягчить ее негативные последствия? Вот тот далеко неполный перечень проблем, который возникает в связи с изменением целеполагания. Очень важной проблемой на сегодняшний день является разработка концепции единства социального и личностного в обучении. Внутренняя логика развития дидактики привела к разработке содержания и способах его усвоения; учебного предмета и его ведущих компонентов; дидактического цикла - динамической единице процесса обучения; дидактическому пониманию методов и средств обучения. В настоящее время идут дискуссии о самой дидактике как многослойном образовании: философском, теоретическом и технологическом. Что такое знание и какова предпочтительность соответствия методов обучения типам знания? Некоторые исследователи утверждают, что при передаче информации никакой деятельности учащихся не происходит, считая, что деятельность происходит в ситуации применения знаний. Другие возражают и приводят в свою защиту аргументы: восприятие и тем более понимание - это сложнейшая мыслительная деятельность. Но важнейшими проблемами, которые стоят сейчас перед дидактикой - это формирование основ современного научного мировоззрения, учитывая идеи постнеклассического развития науки: это формирование единой научной и социальной картины мира и единства методов его познания. Перед дидактикой также стоит проблема нахождения закономерностей теории обучения; дидактических основ формирования экологической культуры в широком смысле и единства естественнонаучной и гуманитарной культуры в условиях дифференциации обучения. Это очень ограниченный перечень проблем, который возникает перед дидактикой, исходя из внутренней логики ее развития. Логика развития науки определяется также потребностями практики.

Наша задача состоит в том, чтобы с позиции дидактики рассмотреть затруднения учащихся при усвоении содержания естественнонаучного образования. Для анализа указанной задачи нужна репрезентативная выборка учащихся и надежный воспроизводимый инструмент проверки. В этом плане мы вправе воспользоваться результатами третьего международного исследования, в котором участвовали школы 41-го региона России, учащиеся основной школы седьмых и восьмых классов и выпускники общеобразовательных школ, а также учащиеся, изучающие углубленный курс физики. В результате тестирования методистами был сделан подробный анализ по дисциплинам : географии (науки о Земле), биологии, физике, химии основной школы. Затем даны были рекомендации, касающиеся всех естественнонаучных дисциплин.

- Усиление интеграции естественнонаучных знаний, полученных при изучении естественнонаучных дисциплин.
- Усиление практической направленности содержания естественнонаучного цикла.
- Усиление различных видов интеллектуальной деятельности.
- Учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников.
- Совершенствование системы контроля учебных достижений.
- Усилить роль экологии и методологии науки в естественнонаучных дисциплинах.

Выводы, к которым пришли методисты, анализируя ответы учащихся выпускных классов, изучающих углубленный курс физики, следующие. Недостаточное владение экологическими знаниями и методологическими умениями, и применение законов в реальных условиях.

В результате исследования затруднений учащихся по разным дисциплинам естественнонаучного цикла для дидактики вырисовываются следующие проблемы.

- Дидактические условия реализации практической направленности знаний и изучения явлений, процессов в реальной ситуации.
- Связь знаний учащихся с окружающей их природной и социальной средой.
- Дидактические основы экологизации естественнонаучного содержания образования.
- Дидактические основания построения комплекса заданий по методологии науки.
- Обучение учащихся работе с разными источниками информации..

Зорина Л.Я.


Из материалов научной-практической конференции "Взаимосвязь дидактики и частных методик в обучении", прошедшей в 1999 г. в Институте теории образования и педагогики Российской академии образования. По согласованию с сотрудниками Лаборатории дидактики института.

[ К  оглавлению Архива ]

Хостинг от uCoz