[Назад (к содержанию раздела)]

О некоторых аспектах подготовки операторов ПЭВМ
на базе профессионально-технических училищ

и профессиональных лицеев

на примере Профессионального лицея N 27 г.Самары

Цапенко Анатолий Михайлович -
преподаватель спецдисциплин,
Профессиональный лицей № 27, г. Самара.

bar16.jpg (1487 bytes)

В 1995 году в поисках своего места на рынке труда Профессиональный лицей № 27 г.Самары стал готовить учащихся по специальности "Оператор ЭВМ". В подготовке учебных планов и выборе методик преподавания спецдисциплин по этой специальности я принимал непосредственное участие. О проблемах, возникших в процессе становления учебного процесса и во время обучения по вывшеназванной специальности идет речь в данной статье.

Необходимо отметить, что программы и учебные планы, имевшиеся в нашем распоряжении в тот момент, были явно устаревшими, так как в них не были отражены особенности работы с персональными компьютерами (далее по тексту ПЭВМ) и новыми пакетами прикладных программ для них, получившие повсеместно широкое распространение к тому моменту (например, ОС MS DOS, программная оболочка Windows, текстовый редактор Word и некоторые другие) . Можно отметить, что государственный стандарт образования по этой специальности, в котором отражены требования времени, разработанный и утвержденный Институтом развития профессионального образования (г. Москва), был утвержден только на следующий год. Притом он содержал практически те же требования и разделы, что и программа, ранее разработанная нами.

Были разработаны тематические планы и программы по таким спецпредметам для этой специальности как "Операционные системы современных ПЭВМ", "Основы программирования" и "Производственное обучение".

Необходимо отметить, что начало изучения спецпредметов по этой специальности предусматривалось после изучения предмета общеобразовательного цикла "Основы информатики и вычислительной техники", преподавание которого было поставлено в нашем лицее на достаточно высоком уровне.

Кроме того, за период 1995-96 учебного года мною было поготовлена первая часть учебно-методического пособия по первой части курса "Операционные системы". При подготовке этого курса, с целью придания ему универсальности, а также исходя из логики развития современной офисной техники был применен комбинированный методологический подход в подаче материала, а также по возможности увеличена широта охвата предметной области. Эти особенности подхода к подаче материала обуславливались в первую очередь тем, что специальность "Оператор ЭВМ" является специальностью начального профессионального образования (что соответствует приблизительно II - III рабочему разряду), а в дальнейшем на базе знаний и навыков, полученных при обучении по этой специальности, учащиеся смогут перейти к углубленному изучению второй специальности, предполагающей более высокую степень квалификации. В частности это могут быть, как экономисты-бухгалтеры со знанием современных бухгалтерских компьютерных программ, так и специалисты электронщики по ремонту современной офисной техники и персональных компьютеров. По обеим этим современным специальностям предполагалась подготовка специалистов в нашем Профессиональном лицее.

Можно отметить, что существует и ряд других современных профессий в области электронного машиностроения, которые в качестве базового образования предполагают обязательное владение навыками работы на современном персональном компьютере. Это, например, специалист в области разработки топологии интегральных микросхем (особенно узкоспециализированных, заказных) или специалист по автоматизированной разработке топологии печатных плат, так как для работы по этим специальностям необходимо овладеть, например, навыками работы с пакетом прикладных программ типа PICAD, для работы с которым знание персонального компьютера конечно является обязательным. Моделирование электронных схем в ряде случаев также при их разработке проводится на компьютерах (в большинстве случаев на ПЭВМ) с помощью специализированных пакетов прикладных программ. Таким образом и для специалистов этого профиля знание ПЭВМ является также весьма желательным. И ряд других рабочих профессий электронного машиностроения, как например - наладчик станков с ЧПУ или наладчик современных автоматизированных систем управления производством и технологическими процессами, также требуют хорошей базовой подготовки по основам работы на ПЭВМ. В равной мере это относится и к специалистам по ремонту современной бытовой и офисной техники, ибо практически вся сложная современная техника или может встраиваться в контуры управления с ПЭВМ или содержит в себе микропроцессорные устройства.

Поэтому как при подготовке самого курса, условно названного "Операционные системы ПЭВМ", так и учебно-методического пособия по нему, они рассматривались как базовые, которые могли бы быть использованы при обучении ряду смежных предметов (Операционные системы, Лабораторные работы по работе с ПЭВМ, Курс основ работы на современных ПЭВМ и т.п.).

Материал пособия, кроме чисто учебного, методического назначения, может иметь, конечно, и чисто прикладное применение - он может быть использован и как справочное руководство по операционной системе MS DOS 6.22, руководство по способам защиты информации от потерь, вызванных различными причинами (в том числе и компьютерными вирусами, несанкционированным доступом и т.п.).

Что же касается методики преподавания предмета, то одним из приемов, примененных при изложении материала, является метод историзма в его подаче учащимся. Это особенно хорошо просматривается на примере первого раздела методического пособия, где излагаются наиболее общие сведения о современных персональных компьютерах.

Такой подход обусловлен двумя основными причинами. Первая заключается в том, что, как известно, один из самых надежных, а зачастую и простых способов овладения какой-либо областью знаний - это пройти при ее изучении все ступени познания данной предмет ной области. Поскольку данный курс был рассчитан, как на людей с гуманитарным складом ума, так и с техническим, то наиболее универсальным подходом на наш взгляд был именно такой.

Для "гуманитариев" будет интересен исторический процесс создания техники, а для "технарей" будут интересны детали этого процесса, конкретные блок схемы устройств, их узлы, которые также в процессе подачи материала приводятся в обязательном порядке. То есть историзм в подаче материала не приводит к снижению логичности и стройности его.

Кроме того, излагаемый исторический материал призван с самого начала заинтересовать учащихся, увлечь их этой областью знаний, ибо история любой науки - это история жизни выдающихся людей и идей!

Вторая причина выбора такого подхода к подаче материала заключается в том, что, как известно, усвояимость материала повышается (по оценке некоторых психологов до 30% ) при подаче его в неявном, опосредованном виде. То есть при рассказе учащимся об истории создания компьютера, органически вводится понятие центрального процессора, микропроцессора, файла, каталога, не акцентируя на этом их явного внимания. В дальнейшем, вопросов типа: " А что такое микропроцессор?" при таком подходе возникает гораздо меньше.

При изложении материала давалась сначала общая характеристика операционной системы MS DOS. С четким структурным делением материала по типу: Вопрос - Ответ А, Ответ В, Ответ С. При этом ряд важных в дальнейшем понятий, введенных в первой части материала (например, понятие файла и некоторые другие), вводилось заново с необходимыми уточнениями и дополнениями.

Дальнейшее изложение материала дается в сжатом виде с исчерпывающей полнотой, чтобы в дальнейшем учащиеся всегда могли вернуться к нему (к своему конспекту или материалам учебно-методического пособия) и использовать этот материал как краткие тезисы для лучшей ориентации в материале, излагаемом далее.

Достаточно подробно (практически с максимально возможной полнотой, учитывая, что материал предназначен для подростков 15-16 лет, которые зачастую еще не прошли курса физики за среднюю школу!) излагался материал, посвященный, например, этапам первоначальной загрузки компьютера. Конечно, если дальнейшая специализация учащихся будет: "Бухгалтер промышленного предприятия", по 2/3 приводимого материала этого раздела является избыточным. Хотя, конечно, и бухгалтер должен себе четко представлять основные моменты работы ПЭВМ при старте. Однако, поскольку, как уже говорилось выше, была сделана попытка найти универсальный подход к изложению материала, то для будущего специалиста по ремонту компьютеров или видеотехники ни одного слова из этого раздела лишним не является. Напротив, излагаемый материал является тем базисом, на основе которого будет происходить обучение будущих электронщиков, поискам неисправностей в технике такого рода. Здесь же приводились сведения по управлению процессом загрузки MS DOS. Исходя из большого опыта работы на производстве с ПЭВМ начиная от первых ДВК, IBM PC/XT и кончая современными ПЭВМ тип Pentium, можно сказать, что умение управлять процессом загрузки важно как рядовому пользователю, начиная от делопроизводителя или любителя компьютерных игр, так и специалисту по ремонту и обслуживанию вычислительной техники, так как около 20% неисправности, как показывает опыт, начинается с неисправностей программной части системы. Сведения по управлению процессом излагались в виде четких инструкции, что легко позволяет в дальнейшем организовать лабораторную работу по изучению процесса загрузки ПЭВМ при углубленной проработке этого вопроса с учащимися.

Большое внимание в курсе уделялось таким вопросам, которые можно обобщенно назвать "Наименование устройств, поддерживаемых DOS". Здесь излагались как общие принципы взаимодействия периферийных аппаратных средств с ПЭВМ посредством драйверов , так и детальное описывались различные аппаратные средства начиная с описания принципов их построения. Например, дается подробное описание принципов форматирования дискет, детально объясняется понятие кластера, таблицы размещения файлов и т.п. Понятно, что без четкого понимания всех этих вопросов мало-мальски грамотная работа оператора на ПЭВМ невозможна. Эти знания безусловно необходимы как будущим программистам, так и будущим специалистам-электронщикам. При изложении этого материала главенствовал в основном принцип научности излагаемого материала. Поскольку материал достаточно сложен, то объяснение на пальцах при его подаче, конечно, исключалось.

Для облегчения работы с материалом этого раздела он давался на нескольких гносеологических уровнях:

Первый уровень - самое простое объяснение и четкие инструкции, которые учащиеся должны уметь с максимально возможной точностью воспроизводить и узнавать ситуации, в которых необходимо такие инструкции применять.

Следующий уровень более сложный. Часть изложенного материала дается в свободной форме. При его восприятии учащиеся должны уметь пользоваться материалом первого уровня: решать поставленные перед ними проблемы в простых модельных ситуациях, приводимых в качестве примеров здесь.

И третий - самый сложный для восприятия уровень- это необходимость понять всю проблему в целом, понять весь механизм взаимодействия аппаратно-программного комплекса, каковым является современный персональный компьютер, понять логику его работы. Этот материал излагается в конце каждого тематического подраздела, в котором описывается какое-либо устройство, подключаемое к ПЭВМ.

По-видимому, нет необходимости каждому учащемуся достигать в процессе изучения материала третьего уровня понимания его. Однако, по степени овладения уровнями предлагаемого материала преподаватель может достаточно четко дифференцировать учащихся для их дальнейшей (при необходимости) специализации. Если учащийся без интереса воспринимает материал третьего уровня, ясно, что хорошего специалиста-электронщика, разбирающегося в тонкостях работы приборов из него не получится.

В этом же разделе курса помимо hardware (аппаратной части) традиционно неотделимой от современного персонального компьютера (клавиатура, мышь, дисководы, микросхемы ПЗУ и ОЗУ и т.д.) дается описание устройств, которые не обязательно входят в комплект программно-аппаратной системы на основе ПЭВМ (сканер, диджитайзер, принтер, плоттер, модем, PC карта и т.п.). Для оператора ЭВМ, будущего специалиста по ремонту ЭВМ и других приборов, входящих в состав периферийного оборудования ПЭВМ, знание работы этих устройств является крайне необходимым. Описание работы матричного или лазерного принтера, даваемое в этом разделе, с этой точки зрения являлось порой даже достаточно поверхностным.

Большая часть материала курса была посвящена собственно командам DOS, их синтаксису, особенностям применения и т.д. Методика изложения материала, примененная здесь была достаточно традиционная, схожая с методикой подачи материала во многих курсах и учебных пособиях такого рода.

Так как все команды DOS изложить в рамках достаточно ограниченного курса весьма сложно, хотя бы из-за большого объема предлагаемого материала (да и в этом, на мой взгляд, нет никакой необходимости), то был сделан упор на то, чтобы дать учащимся понятие об основных командах DOS, обучить грамотному их использованию.

Особое внимание при подаче этого материала уделялось подробному объяснению таких понятий DOS как синтаксис команд, обязательные и необязательные параметры и ключи команды, способы перенаправления вывода команд, получение справочной информации о команде.

В связи с разделом учебно-методического пособия, в котором излагался этот материал, при его обсуждении с коллегами возник один принципиальный вопрос: может быть в связи с появлением операционной системы Windows 95, Windows NT, OS/2 пользователю совершенно нет ни какой необходимости знать команды DOS? Стоит ли учить тому, что уже не понадобится? В качестве ответа на такого рода вопрос можно заметить, что даже если бы наличие операционной системы Windows 95 действительно говорило о ненужности изучения ОС MS DOS, то любому специалисту должна быть ясна огромная роль ОС MS DOS в истории современных ПЭВМ, а значит ее изучение было бы целесообразно хотя бы с этой точки зрения. Но можно для убедительности привести еще один очень убедительный пример: ОС MS DOS "родилась" в 1981 году вместе с появлением ПЭВМ IBM PC (по меркам самой бурно развивающейся области человеческого знания, каковой является информатика и вычислительная техника очень и очень давно!). После появления в 1985 году IBM PC типа i80386 возникла необходимость в более мощной операционной системе, чем существовавшая в тот момент DOS, поэтому фирма Microsoft в 1987 году разработала совершенно новую операционн ю систему (ОС) для IBM PC совместимых компьютеров - OS/2. Не вдаваясь в подробности, отметим, что ОС OS/2 была во всех отношениях действительно лучшей операционной системой чем DOS. Однако, несмотря на это обстоятельство, а также на то, что миллионы юдей во всем мире стали пользоваться OS/2, ОС MS DOS продолжала спокойно существовать и развиваться, и ей продолжали пользоваться сотни миллионов людей. Точно также как изобретение ракетно-ядерного оружия не помешало успешному развитию стрелкового оружия (автомата Калашникова, например)! Поэтому уверен, что еще многие годы умение применять DOS в своей работе будет необходимым элементом подготовки как оператора ПЭВМ, так и специалиста по их обслуживанию и ремонту.

Хотя, конечно, здесь возможны уточнения. Если в дальнейшем оператор ПЭВМ предполагает использовать ПЭВМ как инструмент в своей работе: работа делопроизводителя в офисе, бухгалтер и т.п., то возможно непосредственно использовать команды DOS в своей работе ему придется крайне редко.

Однако, если в будущем оператор ЭВМ станет специалистом-электронщиком по ремонту ЭВМ, то важность такого рода знаний возрастает многократно.

Кроме того, стоит заметить, что хорошее знание DOS - это тот фундамент, на котором методологически грамотно можно учить работе с Windows 3.1, Windows 95 и другим будущим ОС. Изучение этих операционных систем без знаний DOS подобно строительству дома на песке.

При изучении этой части материала для наиболее важных и сложных для понимания команд обязательно приводился ряд примеров-упражнений, выполнение которых при закреплении материала на лабораторных работах способсьвовало более ясному и четкому пониманию их назначения и особенностей использования. Здесь же давались достаточно подробные сведения о так называемых командных файлах и методах их использования. Приводились подробные примеры.

Один из разделов курса был посвящен методам предотвращения потерь данных. Эти методы излагаются учащимся в систематизированном виде с целью вызвать у них целостный взгляд на проблему.

Так как при обучении какому-либо предмету очень важно воспитывать у учащихся четкое общелогическое, системное мышление, умение абстрагироваться от частных вопросов, умение "видеть лес за деревьями", то именно такой подход к изложению материала, на мой взгляд, и способствует этому в максимальной степени.

Не стоит забывать также и о такой важной задаче, как воспитание в процессе обучения. С этой целью в разделе посвященном борьбе с компьютерными вирусами приводится ряд примеров, взятых из реальной уголовной хроники сегодняшних дней (например, случай гибели детей в Санкт-Петербурге в 1995 году (из газеты "Известия"). Может быть такие примеры кого-нибудь из нынешних учеников и заставят задуматься в их будущей взрослой, самостоятельной жизни!

В целом же, при обучении основам работы на ПЭВМ молодых людей в возрасте 15 - 16 лет, одной из важнейших воспитательных целей, стоящих перед педагогом, мне виделась в том, чтобы ученики прониклись мыслью о важности высокой технологической культуры, да и просто культуры при работе со столь сложной техникой, какой является ПЭВМ и ее программное обеспечение.

В частности, имеются ввиду вопросы, связанные с понятием интеллектуальной собственности и ее защиты. Как известно, не в последнюю очередь к объектам интеллектуальной собственности относятся и программное обеспечение ЭВМ. Этот вопрос, на мой взгляд, приобретает особую остроту в связи с присоединением России к ряду международных программ в этой области, принятием ряда современных законов об охране интеллектуальной собственности, грядущим вступлением России в члены ВТО (Всемирной торговой организации). Кроме того, возможно, что только на путях культурного и интенсивного использования современных высоких технологий у нашей страны есть шанс достойно войти в семью цивилизованных мировых наций двадцать первого века. Иными словами, повторяя слова академика Д.С. Лихачева можно сказать, что Россию должен спасти не сильный кулак, а сильный интеллект!

Необходимо также отметить еще одну, на мой взгляд, достаточно важную особенность материала этого курса: на протяжении изложения всего материала предмета учащимся обязательно давались термины на английском языке с обязательным русским переводом в наиболее устоявшейся его версии. Это делалось с вполне определенной целью – научить учащихся воспринимать без страха надписи на английском языке, появляющиеся на экране компьютера при работе с ним.

В заключении можно сказать, что работа по поиску лучших подходов к изложению материала подобного рода в нашем Лицее продолжается, и так как предметная область, затронутая в этой статье, является одной из самых бурно развивающихся в мире, следует ожидать появления и других статей на эту тему как общеконцептуальных, так и затрагивающих более узкие вопросы. Но сама по себе актуальность темы безусловно может привлечь к затронутым в статье вопросам как педагогов-практиков, так и специалистов в области вычислительной техники вообще.


Ноябрь 1999 г.

А.М. Цапенко

[Назад (к содержанию раздела)]

Хостинг от uCoz