[Назад (к
содержанию раздела)]
Сертификация школьных учителей математики
в США
Чошанов
М.А. Знаете ли Вы, что в США устроиться работать в школе гораздо сложнее, чем в университете? Если для университета необходимо наличие соответствующей квалификации и степени, то для школы – этого далеко не достаточно. Даже тем, кто имеет высшую научную степень в США - степень доктора философии (Ph.D. – Doctor of Philosophy), приходится сдавать серию тестов и проходить специальную образовательную комиссию на уровне департамента образования штата для получения сертификата на право работы в школе. Особенно жесткие условия предъявляются для выдачи разрешения работать в государственной школе; в частных школах –требования более гибкие. В данной статье мы попытаемся рассказать о государственной системе сертификации школьных учителей в США подробнее. Поскольку учителя выполняют важную и достаточно значимую для общества функцию подготовки нового поколения, государство заинтересовано в качестве подготовки учителей. Функцию контроля качества подготовки учителей выполняют органы лицензирования и сертификации при соответствующих государственных департаментах образования в каждом отдельном штате. Причем, требования могут варьироваться от штата к штату, иногда – очень значительно. В основном, программы сертификации и лицензирования охватывают следующие разделы подготовки учителя: базовые академические умения; предметные знания; знание методов обучения; непосредственное проведение уроков на практике. С этой целью разработаны специальные батареи тестов для будущих учителей. Одной из наиболее распространённых тестовых серий является серия «Праксис» (Praxis). Как правило, сдача тестов серии «Праксис» является необходимым начальным этапом процесса получения лицензии на образовательную деятельность в школе. «Праксис» покрывает различные уровни подготовки к педагогической деятельности в школе:
Первый уровень соответствует оценке базовых академических умений (умений читать, писать и элементарных математических умений) и рекомендуется для тестирования при поступлении в педагогические колледжи. Это тесты на измерение так называемых «предпрофессиональных» педагогических умений (PPST – pre-professional skills tests). Второй уровень охватывает предметную область и рекомендуется для тестирования выпускников педагогических колледжей, а также других специалистов, планирующих посвятить себя педагогической деятельности в школе. Измерение предметных знаний и умений в серии «Праксис» представлено батареей, состоящей из 4 тестов:
Третий уровень – уровень измерения педагогической деятельности непосредственно в учебном процессе. Как правило, эта оценка осуществляется представителями центров тестирования в процессе посещения аудиторных занятий начинающих учителей в первый год работы в школе. Этот уровень важен для молодых учителей с точки зрения закрепления на рабочем месте и дальнейшего продвижения по карьере школьного учителя (как в организационном, так и в финансовом плане). Так же как и у нас в России, в США существует многоступенчатая система оплаты труда школьного учителя. Та или иная ступень присуждается в зависимости от уровня профессиональной квалификации, результативности работы и опыта (стажа) педагогической деятельности. В качестве примера ниже приведена часть сетки оплаты труда учителя в одном из школьных округов штата Огайо (табл. 1) Сетка оплаты школьного учителя Стартовый разряд - $26.083,00
Тесты серии «Праксис» разрабатываются специалистами государственной Службы по образовательному тестированию (ETS – Educational Testing Service). Для разработки каждого теста создается специальная комиссия, включающая в себя представителей науки, образования, школьной администрации и рядовых учителей-предметников. В процессе разработки тест проходит многократную экспертизу и оценку по каждой секции и по каждому вопросу. После разработки теста, он подвергается статистической проверке и анализу на валидность, надежность и репрезентативность. Вполне естественно, что тесты серии «Праксис» не могут охватить весь спектр общих и профессиональных знаний испытуемых. Более того, тесты не могут прогнозировать насколько хорошим учителем будет данный испытуемый. Иными словами, они имеют свои границы применения: прежде всего, эти тесты предназначены для измерения знаний потенциальных учителей в тех рамках всесторонности, которые может позволить любой тест, состоящий из конечного числа вопросов. Тем самым, они способны предоставить базовую информацию органам лицензирования и сертификации о профессиональной пригодности того или иного претендента на педагогическую работу в школе. Тесты серии «Праксис» разрабатываются преимущественно в двух основных форматах: тесты с выбором ответов (multiple-choice test) и тесты, требующие письменного решения (constructed-response test). Приведем в качестве примера несколько вариантов тестов «Праксис» из предметной математической серии. Батарея математических тестов представлена следующими разновидностями:
По содержанию каждая разновидность имеет некоторые особенности. Так, базовый тест «Математика-1» покрывает разделы базовой математики и введения в математический анализ, а также некоторые темы высшей математики и методики преподавания. Всего в тесте «Математика-1» – 110 вопросов, которые распределены следующим образом:
Для сравнения в тесте «Математика-2» – 50 вопросов повышенной сложности и они распределены следующим образом:
Департаменты образования большинства штатов для выдачи сертификатов учителям математики требуют успешной сдачи одного из этих тестов. Рассмотрим содержание данных тестов поподробнее. Для сдачи теста «Математика-1» отводится 120 минут и он содержит, как уже отмечалось выше, - 110 тестовых вопросов с выбором ответа из 4-5 предложенных вариантов на каждый вопрос. Содержание секций соотвествует программе курса математики средней школы (классы с 7 по 12 в американской системе образования). Секция базовой математики содержит вопросы по числовым множествам, элементарной теории чисел, пропорциям и процентам, тождествам сокращенного умножения, приближенным вычислениям, теории измерений (площади и объемы), линейным и квадратным уравнениям и неравенствам, а также их системам, арифметической и геометрической прогрессиям, планиметрии и стереометрии. Секция введения в математический анализ включает в себя следующие темы: абсолютная и относительная погрешность, степени и корни, иррациональные числа, действительные числа, комплексные числа, логарифмы, тригонометрия, элементарные функции и их графики, сложные и обратные функции, преобразования графиков функций. Секция высшей математики охватывает следующие разделы:
И, наконец, последняя секция, входящая в тест «Математика-1», - а именно: методика преподавания математики содержит вопросы по современным проблемам математического образования, истории методики математики, источникам математической и методической информации, стандарту школьной математики, инновационным теориям и методам обучения и т.п. <......> Чошанов М.А E-mail: tchoshanov+@osu.edu
|
Примечание: Приведенный текст является небольшим фрагментом статьи переданой в редакцию ж-ла "Математика в школе".(приняты для публикации в первых номерах за 2000 г.). Одновременно с этой статьей переданы и другие статьи: "Уровень математической подготовки школьников США", "Анализ Стандарта школьной математики в США"; в журнал "Педагогика" переданы статьи: "Философия школьной оценки: старые проблемы и новые перспективы", "Обзор таксономий учебных целей в педагогике США". Статьи переданы в рамках деятельности НПЦ "Содействие". Фрагмент публикуется с согласия автора и редакции журнала. - Ростислав П. Будаков. |
[Назад (к содержанию раздела)]