[ К  оглавлению Архива ]

  К юбилею Захара Ильича Равкина


"Главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли". Так определил кредо историка В.О.Ключевский. Эта характеристика может быть отнесена и к жизненному пути члена-корреспондента Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Марий-Эл и РФ Захара Ильича Равкина.

Захар Ильич родился 13 июля 1918 г. в Ростове-на-Дону, в семье врачей, где берегли гуманистические традиции российской интеллигенции. Еще в школьные годы начал формироваться его интерес к изучению прошлого не без определенного влияния его ближайшей родственницы - талантливого историка Э.Б.Генкиной. Проявившиеся способности и незаурядное трудолюбие открыли путь в "Лицей в Сокольниках" - так называли тогда легендарный Институт философии, литературы, искусства. К сожалению, учеба в ИФЛИ была прервана в 1937 г. по независящим от него обстоятельствам, и он завершил высшее образование в Самаркандском университете. В военные годы Захар Ильич, по состоянию здоровья не призванный в армию, преподает историю, работает методистом. В 1944 г. З.И.Равкин в числе первого набора поступил в аспирантуру АПН РСФСР. Его научным руководителем стал замечательный отечественный ученый Н.А.Константинов, который привил своему ученику глубокое уважение к историческому первоисточнику, пиетет перед ним.

Начав с исследования педагогики Царскосельского лицея пушкинской поры, З.И.Равкин вскоре переключается на изучение истории советской школы и педагогики 20-х гг. и остается верным этой сложной проблеме на протяжении всей последующей творческой деятельности. После защиты диссертации З.И.Равкин становится старшим научным сотрудником Института теории и истории педагогики (случай тогда редкий). Результаты первого периода исследований были обобщены в монографии "Советская школа в годы перехода на мирную работу по восстановлению народного хозяйства" (1949), вызвавшей позитивный резонанс. Появляются и первые статьи по методологии изучения истории педагогики - другого главного направления его научных интересов.

Однако в сгущающейся атмосфере борьбы с "безродными космополитами" З.И. Равкин был вынужден в 1951 г. переехать в Йошкар-Олу, где стал заведовать кафедрой педагогики и психологии Марийского пединститута им. Н.К.Крупской. В этой должности он проработал более тридцати лет. Это был плодотворный, хотя и непростой период его педагогической и исследовательской деятельности. Ученый разрабатывал новаторское для того времени проблемное преподавание курса истории педагогики. Его реализация усиливала профессиональную направленность курса, рельефно выявляла генезис педагогической мысли, актуализировала ретроспективные знания, непосредственно связанные с насущными вопросами школьной жизни.

В сфере интересов 3.И. Равкина - весь спектр многосторонней подготовки будущих учителей. Он предложил новую структуру цикла психолого-педагогических дисциплин, под его общей редакцией и при авторском участии вышли в свет и получили одобрение общественности "Хрестоматия по педагогике" и оригинальная книга "Все начинается с учителя", содержащая научно-исследовательские материалы, извлечения из публицистических статей и художественных произведений отечественных авторов.

Важной стороной творческого поиска З.И.Равкина в 60-70-е гг. стало продолжение изучения истории советской школы, результаты которого получили обобщение в фундаментальных "Очерках по истории советской школы и педагогики" (1961), написанных в соавторстве с Ф.Ф.Королевым и Т.Д.Корнейчиком, разделах и главах "Очерков истории школы и педагогической мысли народов СССР 1917-1941 гг." (1980), повествованиях о выдающихся деятелях советской педагогики 20-30-х гг. В существенно переработанном виде они вошли в книгу "Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем" (1990).

В работах Захара Ильича этого периода была реализована новая для педагогических исследований историографическая концепция, характерными чертами которой являлись обоснованные с позиций принципа историзма оценки фактов, явлений и событий в истории школы и педагогической мысли; актуализация позитивного ретроспективного опыта и оценка его сквозь призму современных проблем; рассмотрение деятельности участников исследуемых процессов в контексте их времени.

Исследовательские интересы З.И.Равкина охватывали и такие темы, как развитие отечественного образования в первой четверти ХX в., педагогическое наследие Л.Н.Толстого, история зарубежной педагогики. Особое внимание он уделяет разработке проблем методологии истории педагогики. Оживленную дискуссию вызвали статьи З.И.Равкина, посвященные взаимосвязи логического и исторического, в исследованиях предмета и объекта истории педагогики. Позднее эти статьи были переосмыслены и обобщены в издании "Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований" (1993).

Существенным пластом деятельности коллектива кафедры Марийского пединститута, руководимой З.И.Равкиным, стала реализация новаторской концепции педагогического стимулирования, направленного на пробуждение познавательных интересов, формирование позитивных интеллектуально-нравственных качеств. Результаты исследований были суммированы в десятке сборников, объединивших научные поиски его многочисленных единомышленников, ряде кандидатских и докторских диссертаций. К этому направлению примыкает изучение проблем семейной педагогики. Заметным явлением в этой связи стала книга, вышедшая под редакцией З.И.Равкина "Воспитание детей в семье" (1959).

В 1981 г. З.И.Равкин возвращается в Москву и в должности сначала старшего научного сотрудника, затем руководителя лаборатории трудится по сей день в Институте общей педагогики АПН СССР (ныне Институт теории образования и педагогики РАО). В 80-90-е гг. он, реализуя новые методологические подходы, ведет исследования по истории отечественной и зарубежной школы и педагогики XX в., разрабатывает методические проблемы истории образования (научный редактор и автор ряда статей в сборниках "Проблемы истории советской школы и педагогики" Т. 1-3, 1991; "Современные проблемы истории образования и педагогической науки". Т. 1-3. 1994). С 1992 г. возглавляет группу методологии историко-педагогических исследований, которая стала новым научным подразделением в структуре Института теории образования и педагогики, академии в целом.

Социально-политические трансформации и катаклизмы отечественной истории начала 90-х гг. потребовали решительного обновления теоретико-методологического арсенала, расширения проблематики, источниковой базы исследований по истории образования и педагогической мысли. Продуктивным ответом на запросы времени стало создание под научным руководством З.И.Равкина монографий, посвященных аксиологическим проблемам истории образования. Это - "Образование: идеалы и ценности. Историко-теоретический аспект" (1995), "Национальные ценности образования: история и современность" (1996), "Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания (конец XIX - 90-е гг. XX в.)" (1997), "Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (история и современность)" (1997). В них на широком историко-педагогическом фоне (Россия - Запад - Восток) впервые подробно раскрыт генезис общечеловеческих образовательных ценностей в их взаимодействии с национальными приоритетами, сформулированы ис-торико-педагогические основы для построения отечественной аксиологии как самостоятельной отрасли педагогической теории. Среди книг З.И.Равкина, вышедших в середине - второй половине 90-х гг., отметим учебник-справочник "История образования и педагогической мысли", написанный в соавторстве с В.Г.Пряниковой (1994) и ставший для студентов и преподавателей вузов надежным путеводителем в разбушевавшейся тогда в историко-педагогической науке перестроечной стихии.

Юбиляр подготовил к печати монографию "Философско-педагогическая концепция В.В. Розанова".

Захара Ильича невозможно представить вне напряженной педагогической деятельности по подготовке научной смены. Только за "московский период" под его руководством было защищено пять докторских и 15 кандидатских диссертаций, а в целом за все предшествующие 40 лет он помог становлению 14 докторов и более 50 кандидатов педагогических наук.

Много времени и сил юбиляр отдает деятельности функционирующего при Российской академии образования Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки, который за прошедшие годы превратился в центр, объединивший вокруг себя историков школы и педагогики большинства регионов России и некоторых стран СНГ

От всей души хочется пожелать дорогому юбиляру здоровья, исполнения намеченных планов.

М. Богуславский.

[ К  оглавлению Архива ]

Хостинг от uCoz