К содержанию журнала |
Век образования. 1900 год
Школа Е. Левицкой
В 1900 году в российском образовании появилось учебное заведение, которое уже самим названием подчеркивало свою инновационность, - «новая школа».
Такие школы в конце XIX века были созданы уже во многих странах Европы, а в России пока не было. Е.С. Левицкая (кстати, внучка известного писателя и историка Н.А. Полевого), побывав в Англии, Франции и Германии, устроила первую новую школу в Царском Селе.
Сначала это была совсем крохотная школка - 6 воспитанников (3 мальчика и 3 девочки). Такой подбор был не случаен, ведь средних образовательных учебных заведений с совместным обучением в России тогда не было.
Конечно, это была элитарная школа - с небольшим числом питомцев и очень высокой платой за обучение. На 46 учеников в восьми классах приходилось 34 преподавателя. Но для нас важно не это. Главное, что здесь впервые в России воплощалась в жизнь прекрасная идея о гармоничном развитии детей на природе (школа располагалась в красивой загородной местности), в органичном единении умственного, физического и нравственного воспитания.
Сама школа была построена по домашнему образцу. Вместо скучных книжных занятий и зубрежки всевозможные интересные формы работы: игры, экскурсии, беседы. Большое место отводилось самостоятельной познавательной деятельности учащихся. При этом акцент делался на применение полученных знаний - на уроках труда, в школьных мвстерских, во время полевых и садовых работ (на 50 десятинах земли располагались ферма с собственными коровами, сад, огород).
Главная цель школы Левицкой состояла в подготовке будущих хозяев большого дома, службы, страны. Для этого в школе существовало разветвленное самоуправление, действовали многочисленные клубы и даже товарищеский суд. Дети выполняли разнообразные поручения, занимались самообслуживанием. В их распоряжении имелись карманные деньги, и они учились рачительно их тратить. Для.непослушных предусматривалась система наказаний, вплоть до карцера.
Перенеся на русскую почву передовую западную модель, Е. Левицкая создала, по сути, первое образовательное учебное заведение интернатного типа, где достигалась высокая результативность педагогической деятельности.