К содержанию журнала

Назад к таблице

Век образования. 1905  год

Товарищество «майских жуков»

В России надо жить долго. Это золотое правило еще раз подтверждает история частной гимназии К.Мая, которая в 1905 году отметила свое пятидесятилетие. У этой гимназии долгая и славная судьба. По сути, здесь впервые удалось успешно разрешить многие практические проблемы педагогики.

Созданная вначале как небольшая частная школа для детей зажиточных петербургских немцев, она вскоре заслуженно приобрела славу лучшего учебного заведения в городе.

И эта репутация была связана, прежде всего, с именем Карла Ивановича Мая (1824-1895) - основателя и директора (до 1890) этой школы.

Свое кредо он сформулировал следующим образом: «В арсенале учебного заведения есть орудия для достижения прилежания, повиновения и любви к порядку. Такими орудиями являются: строгость, твердость и взыскательность, - но в груди человека существует еще глубоко скрытая струна, которая отзывается только при нежном соприкосновении, - это стремление ко всему честному, доброму, истинному и прекрасному. Пробудить и поддержать это стремление и составляло задачу нашего учебного заведения».

Разумеется, в гимназии добивались прекрасных знаний учащихся. Результаты выпускных экзаменов засчитывались как государственные (напомним, что это была частная школа), а выпускников без вступительного экзамена - лишь на основании аттестата - принимали в высшие учебные заведения Германии.

Но дело не только в крепких знаниях. Гимназия славилась уникальной атмосферой и традициями, которые старательно поддерживались и воспроизводились. Складывалось положение, когда ученики не могли нарушать дисциплину или плохо учиться только из-за нежелания расстроить любимого Карла Ивановича. Конечно, детские шалости случались, но если в них не было злого умысла, они прощались. Зато не было прощения лжи, непорядочности. В гимназии надолго запомнился случай, когда из школы был изгнан близкий родственник министра просвещения, совершивший неблаговидный поступок.

И еще. Гимназия К. Мая дала удивительный опыт совместного обучения и дружбы юношей не только разных национальностей, но и различных религий.

Идеализм Мая заражал и объединял. В день рождения он приглашал всех учащихся и преподавателей к себе домой. Скорее объединяющее, сплачивающее, чем научное, значение имели и экскурсии за город - туда, где простор и тишина, небо и солнце, лес, поля и реки...

Назад к таблице

Хостинг от uCoz