К содержанию журнала

Назад к таблице

Век образования. 1912  год

Педагогический институт им. П.Г. Шелапутина

Хорошо известна излюбленная идея эпохи Просвещения, – новых людей могут воспитать только новые люди. Но где же было их взять? Особенно в России, где как раз подготовка специалистов с высшим педагогическим образованием обстояла особенно неблагополучно. В гимназии, начальные школы приходили нередко настоящие подвижники учительской миссии, хорошо знающие предмет преподавания, но плохо владевшие основами педагогики и психологии. Восполнить этот пробел и был призван институт им. Шелапутина – высшее образовательное учреждение, не имевшее аналогов не только в начале века, но во многом и сейчас. Его созданию предшествовали события печальные, даже драматические. Смерть одного за другим двух сыновей подвигла Павла Григорьевича Шелапутина на создание педагогического комплекса состоявшего из гимназии, реального училища и педагогического института. Он называл это «Посильный дар Родине».

В 1912 году слава Института стала широко распространяться. И не удивительно. Ведь в нем впервые была реализована идея, говоря современным языком последипломной подготовки преподавателей. В Институт принимались выпускники университетов, духовных академий и других высших учебных заведений. Обучение продолжалось два года и носило, подчеркнуто практико-ориентированный характер. Этой цели были подчинены теоретические, дидактические и методические знания.

Главной новинкой являлась непрерывная педагогическая практика студентов во входящих в состав комплекса гимназии и реальном училище. По сути, методике преподавания учили непосредственно во время проводимых слушателями уроков. Причем в качестве методистов для этой непрерывной педагогической практики привлекались лучшие московские преподаватели. Разумеется, студентов не бросали сразу в класс. Вначале они наблюдали за уроками других педагогов, затем заменяли отсутствующих преподавателей и только потом начинали самостоятельно преподавать.

Директор Института профессор и доктор всеобщей истории А.Н. Ясинский был убежден, что такой подход полезен не только слушателям, но и педагогам, учащимся «подопытных» гимназии и реального училища. Ведь студенты вносили в их жизнь новую, и свежую струю, охотно участвовали в воспитательной работе.

Подчеркнем, что связь с выпускниками не прерывалась после их ухода из альма-матер. Они неоднократно возвращались в родные стены,– выступали на научно-практических конференциях, участвовали в работе методико-педагогического консультационного центра для учителей (своего рода «институт повышения квалификации»). Все это способствовало постоянному пополнению и обогащению знаний выпускников.

Впрочем, для справедливости отметим, что Институт представлял собой достаточно элитарное, немногочисленное (его закончило всего 95 педагогов) учебное заведение, причем определенной направленности. Сюда могли поступить только мужчины великорусской национальности и православного вероисповедания.

После революции на базе Института работали различные образовательные учреждения, например, Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz