К содержанию журнала

Назад к таблице

Век образования. 1918  год

Школа-коммуна Лепешинского

Пожалуй, самой типичной среди школ нового типа появившихся летом – осенью 1918 года являлась школа – коммуна, основанная известным большевиком П.Н.Лепешинским в селе Литвиновичи Гомельской губернии.

Сам Пантелеймон Николаевич был человеком достаточно далеким от педагогики, возможно, этим и объясняется его иступленный максимализм в стремлении полностью сломать “старую, реакционную школу” и на ее месте создать новую революционную “трудовую школу - коммуну”. Собственно стремление доказать возможность осуществления этого утопического плана и привело Лепешинского с группой единомышленников в белорусскую деревню. Целью ставилось “идти культурным походом на “медвежьи углы”, сдвинуть старый уклад жизни с мертвой точки, узнать его слабую сторону”. Все это достаточно органично вписывалось в общую атмосферу политики военного коммунизма.

Созданная Лепешинским школа-коммуна представляет собой интересный образец того, как, идя в противовес со всем менталитетом, укладом местного населения, считая окружающую среду “сплошной реакционной массой”, благодаря энтузиазму педагогов все же удалось получить положительный результат. В начале в ней было около ста ребят и только три педагога. Население негативно относилось к коммунистическим целям, которые уже своим названием декларировала школа-коммуна. Поэтому в нее пришли учиться только дети бедняков, причем они находились в ней круглосуточно как в интернате.

Основные принципы, положенные в фундамент педагогической деятельности были характерны для школ такого типа. Главным фактором воспитания являлся труд, который занимал практически весь световой день. На плечах ребят лежала вся работа по самообслуживанию, добыванию продовольствия. Но вместе с тем это был труд организующий, дисциплинирующий и сплачивающий. Естественно, что на учебу оставалось мало времени, да это и не рассматривалось как главная задача школы.

Основное внимание уделялось налаживанию особого общественного, коммунистического духа. Это базировалось на близких, товарищеских, построенных на взаимном доверии и дружбе отношениях между педагогами и детьми. Разумеется, действовало и школьное самоуправление.

Не удивительно, что не избалованные заботой, лаской, радостями, да и просто ежедневным питанием дети из бедняцких семей очень любили свою школу-коммуну и были, по-настоящему, счастливы.

Однако, не выдержав негативного отношения местного населения, школа осенью 1919 года перебралась в Москву.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz