К содержанию журнала

Назад к таблице

Век образования.  1921 г.

В. Н. СОРОКА-РОСИНСКИЙ

Всегда обидно, когда человек не может реализовать те таланты, которые ему даны от Бога. Это в полной мере относится к судьбе одного из самых талантливых и значимых российских педагогов Виктора Николаевича Сорока - Росинского (1882-1960). Уже в дореволюционные годы он заявил о себе весомо и ярко. Его фундаментальная работа “Путь русской национальной школы” привлекла всеобщее внимание глубиной и оригинальностью рассмотрения этого сложного и острого вопроса. Но, заявив о себе, как о незаурядном педагогическом мыслителе Сорока – Росинский с головой погружается в изучение психологии и, прежде всего того раздела, который был связан с различными нарушениями детской психики. Он занимается в Военно-медицинской академии у Бехтерева, затем работает в психологической лаборатории Лазурского. Складывается впечатление, как - будто Виктор Николаевич предвидел то, чем ему придется заняться в 20-е годы и тщательно готовился к главному делу своей жизни.

В 1921 году Сорока – Росинский возглавляет “Школу социально-индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых” - легендарную “Республику Шкид”. Кстати, совершенно не правильно судить о деятельности этой школы по одноименной книге или другому тоже популярному произведению Ольховского и Евстафьева “Последняя гимназия”. Хотя эти издания и обеспечили школе неслыханную популярность, они доставили Виктору Николаевичу много неприятностей и страданий. До конца дней он стремился отделить себя от образа Викниксора, доказать, что его педагогическая система была намного глубже и гуманнее, чем это казалось совсем тогда юным 17-19-летним авторам нашумевших произведений.

Сорока – Росинский в период всеобщего увлечения трудовой школой – плетением корзин, изготовлением пособий, обработкой грядок – имел незаурядную смелость предать своей школе иную направленность – на творческую интеллектуальную познавательную деятельность.

Тонкий психолог и психиатр, он подобрал верные ключи к исковерканным войной и лишениями душам своих питомцев. Многие их них были богато одаренные натуры, но с искалеченной психикой. Оказавшись в Шкиде, они попадали в атмосферу напряженного интеллектуального труда – в день проводилось по 10 уроков. Но главным воспитателем в школе оказывалось творчество. Журналы, которые создавали сами подростки, спектакли, постоянно ставившиеся педагогами и их воспитанниками, увлекали всех атмосферой соревновательности, стремления подняться к вершинам творчества. Причем в Шкиде все это носило характер настоящих “эпидемий”. Дух напряженной интеллектуальной деятельности заражал всех. Неудивительно, что из питомцев школы вышли десятки писателей, ученых, художников.

Однако, движение вразрез с наркомпросовскими установками Викниксору простить не смогли. Уже в 1925 г. его насильно вырывают из любимого детища. Затем он еще три года заведовал школой для трудных подростков. Пока в 1928 году по отношению к Сорока – Росинскому не было принято специальное решение – ему официально запретили работать в школе.

Затем он работал в различных учреждениях для психоневротиков, а после разгрома педологов переключился на более спокойную деятельность – методику преподавания русского языка.

Выйдя на пенсию, он все равно не мог жить без детей и собрал у себя на дому, как он шутя называл, “академию”. Педагог совершенно бесплатно занимался с отстающими в учебе детьми, беседовал с ними о литературе, истории, искусстве, водил на экскурсии по городу.

Даже погиб он символично. Спешил в кино за билетами для девочки – его воспитаннице, что бы поощрить за полученные пятерки и попал под трамвай…

Назад к таблице

Хостинг от uCoz