К содержанию журнала

Назад к таблице

Век образования.  1921 г.

ПРОЛЕТАРСКИЙ ЛИЦЕЙ

Так в первой половине 20-х годов в Ленинграде называли школу им. Достоевского. И в значительной мере не без оснований – действительно, с большой поправкой на конкретно – исторические условия детище Сорока – Росинского отчасти напоминало Царскосельский лицей. Только учились в нем не дети дворян, а подобранные на улицах беспризорные.

В центр образовательной деятельности было положено учение, но осуществляемое в трактовке известного педагогического направления “Школа действия”. Смысл состоял в том, чтобы весь учебный материал претворялся учащимися в разнообразную творческую деятельность – инсценировку и игру. Все это порождало стимулы к напряженной познавательной деятельности.

Вместе с тем не следует забывать, что это была школа для трудных подростков, которые периодически устраивали “бузу”. Для возмутителей спокойствия впадавших в буйство в школе действовал карцер, и он редко пустовал.

Основным принципом работы было стимулирование самостоятельности, самодеятельности учащихся, которые, вместе с тем понимали – им необходимо учиться “чтобы выйти в люди”.

Характерно, что уже после изгнания Сороки – Росинского в 1930 г. на вечере в школе побывал один из авторов “Республики Шкид” Л. Пантелеев. По его выражению, “это был типичный детский дом. Малоинтеллигентный заведующий, унылые, скучные лица ребят. И я понял, что такое была наша Шкида”.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz