К содержанию журнала

Назад к таблице

Век образования. 1922 год.

П.П. Блонский

В плеяде педагогов 20-х годов разрабатывавших и проводивших в жизнь советскую педагогику, пожалуй, наиболее яркой фигурой являлся Павел Петрович Блонский (1884-1941).

Получив блестящее образование в Киевском университете, он увлекается философией и психологией. Позднее Г. И. Челпанов приглашает своего одаренного ученика в Москву, где тот становится приват-доцентом Университета, плодотворно работает в лучших московских гимназиях. Круг интересов Блонского в это время значительно расширился. От лингвистики, логики, философии он переходит к педагогике и образованию, которое, по его мнению, является ключом развития человека и средством трансляции культуры. Начиная с 1912 года П.П. Блонский много печатается в лучших педагогических журналах. Яркие и своеобразные работы сразу привлекли внимание к молодому автору. А первые книги по теории педагогики, дошкольному воспитанию, национальным ценностям образования, истории педагогики, написанные живо, умно, изящно веско свидетельствовали, что на отечественном педагогическом небосклоне взошла яркая звезда. Уже в этих публикациях рельефно проявились две доминанты присущие творческой деятельности Блонского в целом. Это комплексный подход к трактовке философии, естествознания, психологии и педагогики как взаимосвязанных явлений. И резкая наступательная направленность выдвигаемых и отстаиваемых идей на реализацию их в школьной жизни с целью ее кардинального обновления и улучшения. Уже в 1916-1917 гг. у педагога сложилась целостная модель трудовой школы, которую он стал яростно и подвижнически проводить в жизнь после революции в 1918-1919 гг.

Происшедший тогда слом традиций российской школы, попытка кардинальной ее трансформации в трудовую коммуну теоретически обосновывались тогда, прежде всего работами Блонского, особенно его книгой “Трудовая школа”, имевшей в те годы большую популярность. Однако практика реализации этой идеи привела к серьезным негативным последствиям. Это в значительной степени охладило самого Блонского и вызвало негативное к нему отношение руководителей Наркомпроса. Тяжелое душевное состояние усугубилось обострением хронического туберкулеза.

Но в 1921 году Н. К. Крупская вновь вводит Павла Петровича в избранный круг, – он становится членом научно-педагогической секции Государственного ученого совета. 1922 год становится звездным часом Блонского – предложенные им схемы программ вызывают восторженную реакцию Луначарского. Их кладут в основу реформы школы. До 1925 г. Блонский является основным разработчиком программ городских школ первой ступени, издает свою знаменитую книгу - хрестоматию для начальной школы – “Красная Зорька”. Он становится одним из руководителей Академии социального воспитания. В кипучей деятельности Блонского, наряду с ее положительными результатами в то время проявилось и достаточно опасная тенденция – Павел Петрович слишком легко переносил научные построения и теоретически идеи непосредственно в школьную жизнь, что зачастую приводило к серьезным негативным последствиям. Неслучайно Блонского особенно ненавидели педагоги русского зарубежья, считая его чуть ли не главным виновником разрушения российской школы.

Характерно, что после 1925 г. Блонский переключается на разработку проблем педологии и психологии. В этой сфере он также создает ряд фундаментальных трудов. Однако, после постановления ЦК “О педологических извращениях … ” 1936 г. началась травля Блонского, ему запрещают издавать труды, выступать с лекциями. Были арестованы два его сына. Умер он всеми забытый, одинокий в районной больнице 15 февраля 1941 г. На 20 лет его имя было запрещено даже упоминать. Только с начала 60-х гг. вновь стали издаваться произведения Блонского.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz