К содержанию журнала

Назад к таблице

Век образования. 1922 год.

Школа-коммуна Наркомпроса

В начале 20-х гг. для разработки и апробации идей трудовой школы было создано более 20 опытно- показательных учреждений. Среди городских школ такого типа наиболее известной являлась Московская опытно-показательная школа имени П. Н. Лепешинского или в логике тогдашних сокращений МОПШ.

В 1922 г. в ведущем педагогическом журнале “На путях к новой школе” ее руководитель М. М. Пистрак опубликовал цикл статей о жизни школы – коммуны сразу привлекший значительный интерес.

И не случайно. Ведь педагогами МОПШа – а в школе было собрано созвездие талантливых учителей, имевших университетское образование – была выдвинута и довольно успешно разрешена важнейшая для трудовой школы задача – весь образовательный процесс был построен вокруг изучения текстильной фабрики. Все предметы были объединены в трудовые комплексы и изучались на материале конкретных производственных процессов. Конечно, не обошлось без насилия над содержанием особенно гуманитарных дисциплин. Ведь в фабричные процессы оказалось втиснута не только великая русская литература, но вся всемирная история. Жизнь достаточно скоро показала иллюзорность, более того – опасность таких попыток.

Но читая статьи и книги об этой школе–коммуне невольно получаешь значительный заряд энтузиазма – ведь само стремление связать школу с жизнью, насытить ее исследовательской деятельностью учащихся было абсолютно правильным.

Вот как строился образовательный процесс в этой необычной школе. В 9 часов начинались занятия, которые строились как самостоятельная деятельность учащихся – они ставили опыты, проводили исследования. А учитель выступал только в роли консультанта. Периодически в классе вспыхивали дискуссии по различным учебным или политическим проблемам. Уроки продолжались по сто минут без перерыва.

Конечно, никакого спрашивания уроков в привычном понимании не производилось. Впрочем, и учеников на уроках было не много. Большая часть из них уходила на экскурсии.

После обеда начиналась работа мастерских – переплетной и столярной, старшая группа уходила на фабрику. С 19 часов до 21-го открывали свою работу кружки. Затем свободное время, затрачиваемое на подготовку докладов, чтение литературных произведений. В 22. 30 объявлялся отбой – и зажигался свет в комнатах педагогов, – они начинали готовиться к занятиям.

Разумеется, все строилось на самоуправлении учащихся.

Хотя школа и просуществовала до 1941 г., но с начала 30-х годов это уже было обычное учебное заведение.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz