К содержанию журнала

Назад к таблице

Век образования. 1928 год

М. В. КРУПЕНИНА

Среди значительного числа женщин подвижнически трудившихся на ниве народного просвещения одно из самых заметных мест занимает Мария Васильевна Крупенина (1892-1950). Более того, она являлась самым серьезным теоретиком педагогики того времени. Вместе с тем очень тяжело, даже трагически сложившаяся ее судьба, закрепленная в партийном постановлении унизительная-уничижительная оценка того, чем она занималась – «глупая антиленинская теория отмирания школы» - не давали возможности по достоинству оценить вклад этой незаурядной женщины в российскую педагогику. Мария Васильевна рано вступила на учительский путь, сразу после учебы в Психоневрологическом институте и на знаменитых Бестужевских курсах.

После революции она заведует детским домом, в середине 20-х гг. – переходит на работу в недавно созданный Институт методов школьной работы. Время с 1925 по 1929 гг. несомненно, является звездным в ее жизни.

Проблема, за которую взялась Мария Васильевна отличалась максимальной глобальностью и сложностью – пути и средства, определяющие положительный характер воспитания личности. В данной связи ею была организована опытно-экспериментальная работа на специально созданной «Станции социального воспитания» на базе Трехгорной мануфактуры. Действуя в логике известного направления «педагогики среды» М. В. Крупенина изучала весь комплекс социального воспитания – выявление уровней, типов, критериев педагоги среды; разработка механизма взаимодействия различных «воспитывающий ячеек общества» как организованных с педагогической точки зрения, так и тех, что оказывают воспитывающее влияние на ребенка стихийно. Само по себе это было чрезвычайно важно. Но в конкретной исторической атмосфере конца 20-х гг. данное направление исследования, осуществляемое М. В. Крупениной совместно с директором Института методов школьной работы В. Н. Шульгиным, приняла крайний и даже опасный оборот.

Захваченная пафосом совершенно утопических идей близкого коммунистического будущего, с его аграрными и промышленными социалистическими городами М. В. Крупенина перешла грань между реалиями и иллюзиями. Она отстаивала фантастические идеи создания школ-предприятий, школ-колхозов, проекты городов, где школ и учителей в традиционном смысле этого слова не существовало. А обучающие и воспитывающие функции выполняли все взрослые жители этих утопических городов. Конечно, благодаря этому создавалась идеальная, педагогически инструментированная среда, где и осуществлялось формирование образцовой личности.

После поворота государственной и просвещенческой политики 1930-1931 гг. подобные взгляды до этого горячо ободряемые партийным руководством, были резко и беспощадно осуждены. Причем весь удар в основном пришелся на Крупенину. Конечно, она выступала в печати и даже с большим перехлестом бичевала свои прежние загибы. Но механизм репрессий уже был запущен.

В 1935 г. М. В. Крупенину направляют (а по сути ссылают) в Томск, где вскоре исключают из партии по смехотворному обвинению в том, что теория «отмирания школы» подготавливала убийство Кирова.

В апреле 1938 г. Мария Васильевна была арестована и осуждена на 10 лет лагерей. Она выдержит и это испытание и успеет после окончания срока поработать в школе и методическом кабинете Петропавловского облоно (Казахстан). Однако подорванное в лагерях здоровье привело к скорой смерти 18 декабря 1950 г.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz