К содержанию журнала

Назад к таблице

Век образования. 1929 год

В. Н. ШУЛЬГИН

В летописи российского образования есть лица, о которых не хотелось бы сообщать в силу их негативных человеческих качеств. Однако без них нельзя представить реальную историю русской школы, иначе она превратится в «жития святых».

К числу немногих антигероев отечественной педагогики по праву относится Виктор Николаевич Шульгин (1894-1965) – личность талантливая, яркая, неординарная, убежденная, непримиримо относящийся к тем, кого он считал своими идеологическими и педагогическими противниками.

Взлет В. Н. Шульгина был на удивление стремительный: с багажом историко-филологического факультета университета и небольшим опытом работы в провинциальных органах образования, он уже в 28 лет становится директором Института методов школьной работы. Но настоящий пик известности и значимости Шульгина падает на 1929 г. - времени яростных споров о дальнейших путях развития марксисткой педагогики.

Проблема, которую разрабатывал Шульгин, была поистине глобальной: он стремился педагогизировать весь процесс воспитательных воздействий на ребенка как стихийных, так и организованных. Виктор Николаевич запредельно расширял предмет педагогики и выступал за создание новых отраслей педагогики профсоюзов, партийной работы, детских и юношеских движений. По сути, педагогика становилась наукой, организующей всю социальную среду под углом зрения формирования человека нового типа.

В принципе не смотря на весь глобализм, Шульгин исследовал важнейшую проблему – целостное рассмотрение взаимоотношений школы и среды в их органическом единстве. Для этого в возглавляемом им Институте был разработан продуктивный и оригинальный инструментарий изучения социальных установок и условий влияющих на формирование личности, ее ценностных ориентацией. Под руководством Шульгина были впервые проведены массовые исследование влияния социальной среды на педагогический процесс.

Однако, главную известность, причем скандальную, Шульгину принесла его идея, связанная с отмиранием школы как специфического института общества. Увлекшись утопическими идеями коммунистического будущего и совершенно оторвавшись от реальности, Шульгин яростно отстаивал опасную идею создания школы – производства, школы-колхоза. В данной связи Шульгин отрицал все традиции российской педагогики, крайне пренебрежительно писал об учителях называя их «дядями в колпаках».

Но особенно страстно Шульгин нападал на своих оппонентов, а такими были все, кто сомневался в правильности выдвигаемых им педагогических иллюзий. Заняв опасную позицию погромщика в педагогике, он обвинял в антимарксизме как педагогов-гуманистов, так и не разделявших его утопии деятелей Наркомпроса. Впрочем, делал все это Шульгин достаточно талантливо, – писал короткими предложениями (максимум по два-три слова) в стиле, как отметил П. Блонский, «полуодурманенной пифии».

Естественно у Виктора Николаевича была масса врагов. После партийного постановления о школе 1931 г., где деятельность Шульгина и его сподвижников была беспощадно раскритикована (они были не без основания обвинены в развале школы), он благоразумно ушел из педагогики и занялся историческими исследованиями. Шульгину удалось избежать репрессий и даже вернуться в Москву, где он в течение 30 лет вновь беспощадно громил врагов: верующих, ренегатов и космополитов.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz