К содержанию журнала

Назад к таблице

Век образования. 1934 год

М. М. Пистрак

Моисей Михайлович Пистрак (1888-1937) вполне может служить типичным представителем когорты советских педагогов резко выдвинувшихся на авангардные позиции в послереволюционный период.

Выходец из бедной семьи польских евреев, он рано начал преподавательскую деятельность в частных школах Варшавы. Накануне Первой мировой войны успел окончить физико-математический факультет Варшавского университета. Затем, в общем потоке беженцев, Пистрак оказывается в центре России. И, как оказалось, очень вовремя. Хорошо разбирающегося в методике преподавания математики и физики, Моисея Михайловича вводят в штаб реформы школы – Наркомпрос. В это время здесь оказалось много совершенно новых и достаточно случайных людей, которые призывали к полному разрушению традиционной школы и замены ее коммунами. Достаточно осторожный Пистрак не впадал в радикализм и, благодаря этому, при очередном повороте образовательной политики оказался на самом верху, вошел в состав Научно-педагогической секции Гуса. На протяжении 20-х гг. он неизменно находился на педагогическом Олимпе. В первой половине 20-х гг. Пистрак руководил опытно-показательной школой-коммуной им. П. Н. Лепешинского – пожалуй лучшего тогда образовательного учреждения.

В 1925 г. возглавил такие важные органы, как программно-методическая подсекция и комиссия по школе II ступени. По сути, в его руках оказалась разработка всего комплекса содержания образования. Было бы большим преувеличением считать Пистрака крупным теоретиком, да и теоретиком вообще. Но он являлся, несомненно, талантливым организатором, писал много и достаточно ясно, даже незатейливо.

В конце 20-х гг. Моисей Михайлович стал наиболее видным специалистом по политехническому образованию. Причем, в это понятие он включал не только производственно-технические знания, умения, навыки, но и качества личности, соответствующие потребностям индустриального производства.

Звезда Пистрака закатилась, как и у всех выразителей идей трудовой школы в начале 30-х гг. Для него наступил период сложного, зачастую вынужденного переосмысления взглядов. В 1931-36 гг. он работал профессором, затем ректором Северо-Кавказского пединститута. В 1934 г. Пистрак создает первый и на долгие годы лучший учебник “Педагогики”. В нем он особое внимание уделил истории педагогики, разработал проблему стимуляции в обучении.

Незадолго до ареста его переводят в Москву, и он становится директором Центрального института педагогики. В сентябре 1937 г. Пистрака арестуют, а через три месяца, вместе с группой других известных педагогов, расстреляют. Родным, как водится, позднее выдадут фальшивую справку о его смерти в 1940 г.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz