К содержанию журнала

Назад к таблице

Век образования. 1937 год

Г. Г. ШПЕТ

Под роковым 1937 г. можно было бы поставить имя не одного десятка русских педагогов, чья жизнь оборвалась в застенках Лубянки, на этапе или же в лагере. И это было бы правомерно! Но все же, как никто заслуживает быть занесенным в данный скорбный мартиролог под цифрой 1937 Густав Густавович Шпет.

Его гибель 16 ноября 1937 г. символизирует обрыв традиций культуры “Серебряного века”, да и, пожалуй, во многом русской классической философии. И эта потеря невосполнима.

Поляк по происхождению Шпет окончил Киевский университет, где был любимым учеником Челпанова. По его рекомендации Густав Густавович оказывается в Москве: преподает философия и психологию на Высших женских курсах, в университете Шанявского. Он проходит длительные стажировки, читает лекции в лучших университетах Европы.

После октября 1917 г. Шпет становится профессором Московского университета, ведет курсы по педагогике и психологии в Театральной академии высшего актерского мастерства. Он входит в комиссию по реформе средней и высшей школы, является членом художественного совета МХАТа.

Г.Г. Шпет был основателем и первым директором Института научной философии, организатором Вольной философской ассоциации. Вполне понятно, что Густав Густавович попал в список тех 200 лучших российских интеллектуалов, которые подлежали высылке из СССР на печально знаменитом “философском пароходе” в 1922 г. Однако, Шпет очень не хотел покидать Россию. За него ходатайствовали многие видные деятели, хлопотал даже Луначарский. И для него – единственного было сделано исключение. Шпет, образно говоря, сдал билет на пароход , приобретя этим в будущем путевку в Архипелаг ГУЛаг.

В 20-е гг. Шпету еще удавалось творить. Он обладал по истине фантастической эрудицией и работоспособностью, мог переводить с 17 современных европейских языков и оставил труды по философии, эстетике, семиотике, литературоведению, психологии и педагогике. Впечатляют даже названия его трудов: “Очерк развития русской философии”, “Введение в этническую психологию”, “Внутренняя форма слова”. Он стоял у истоков таких новых областей знаний как семиотика и этнопсихология, являлся автором термина “социальная психология” и разработал научное содержание этой области знаний. Шпет внес существенный вклад в исследование психологических проблем эстетического воспитания. Такая многогранная деятельность требовала соответствующей творческой лаборатории, которой являлся его кабинет, где библиотека насчитывала свыше 5 тыс. томов.

Начало 30-х гг. оказалось роковым для Шпета. Его изгоняют с работы в ГАХНе, где он являлся вице-президентом и на жизнь удается зарабатывать только литературными переводами. Затем, следует ссылка сначала в Енисейск, потом в Томск, повторный арест и расстрел в 1937 г.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz