К содержанию журнала

Назад к таблице

Век образования. 1939 год

В.В. ЗЕНЬКОВСКИЙ

В конце ХХ века в отечественной философии, психологии, педагогике происходят настоящие “страсти по Зеньковскому”: уже неоднократно переизданы основополагающие труды, выходят десятки книг и статей, посвященные его творчеству, косяком защищаются диссертации.

Разумеется, так было не всегда. Долгие десятилетия на имя Василия Васильевича Зеньковского (1881-1962) было наложено идеологическое табу. Его нельзя было даже упоминать, не то, что анализировать работы, которые были надежно запрятаны в спецхран. Сейчас, когда становится совершенно ясно, что Зеньковский - это выдающийся русский психолог и педагог, входящий в первую тройку отечественных мыслителей в сфере образования и воспитания, становится особенно печально от десятилетий вынужденной разлуки российской школы и педагогики Зеньковского.

Конечно, это явилось результатом, как личной судьбы Василия Васильевича, так и проблематики его исследований.

После окончания в 1909 г. Киевского университета, он преподавал в нем философию и психологию, затем являлся директором Фребелевского института дошкольного воспитания. В 1919 г. Зеньковский побыв несколько месяцев министром культуры и вероисповеданий в правительстве гетмана Скоропадского, эмигрирует в Югославию. Начинается новый и главный этап в его деятельности.

Уже в начале 20-ых годов Зеньковский выдвигается в качестве одного (наряду с Гессеном) из крупнейших психологов и педагогов русской эмиграции. Он является председателем Педагогического бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, организует Русский педагогический институт им. Я. А. Коменского в Праге, где заведует кафедрой экспериментальной и детской психологии, возглавляет Русское христианское студенческое движение. В середине 20-ых годов в центре его внимания еще находятся психологические проблемы, что нашло свое воплощение в таких капитальных трудах как “ Психология детства ”, “Курс общей психологии”.

В 1927 году судьба Зеньковского делает новый и окончательный поворот - он переезжает в Париж, где становится профессором Православного богословского института. В 1942 Зеньковский принимает сан священника – становится отцом Василием.

С этого времени и до конца дней в центре его внимания находятся религиозно-педагогические проблемы. С наибольшей полнотой они раскрыты Зеньковским в таких работах как “Проблемы воспитания в свете христианской антропологии” и “Педагогика”. Главной их идеей является “оцерковление личности”,- глубокое духовное приобщение детей к ценностям христианства, особенно воплощенным в искусстве философии, литературе. К этой же идее примыкала концепция Зеньковского педагогики “духовного делания”. Цель школы определялась как помощь детям в их духовном росте.

Жизнь В. В. Зеньковского в эмиграции была далеко не безоблачной. В 1939 году начало Второй мировой войны по сути перевернуло последнюю страницу школ Русского Зарубежья. Начались годы тяжелых испытаний. Да и многие религиозные ортодоксы относились к экуменической деятельности отца Василия с явным подозрением и даже называли его масоном в 235 степени.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz