К обложке журнала

Назад к таблице

Век образования. 1946 год

И.А. Каиров

В мае 1946 года (после смерти В.П. Потемкина) Иван Андреевич Каиров (1893 - 1978) был избран президентом Академии педагогических наук РСФСР и оставался на этом посту в течение 20 лет. Его можно считать образцовым лидером академической науки в ее официальном варианте. Достаточно образованный и в меру интеллигентный, он рельефно выделялся на общем уровне сталинских выдвиженцев. Таким он и запомнился современникам.

Каиров был одним из последних в поколении ученых-педагогов, которые успели получить высшее образование в дореволюционный период - и этого задела им хватило на всю оставшуюся жизнь, чтобы заметно превосходить, и интеллектуально, и культурно, тех, кто кончал советские вузы.

Иван Андреевич вырос в семье чиновника государственного банка, закончил гимназию, обучался на отделении естественных наук физико-математического факультета Московского университета. Увлеченный юноша был захвачен идеей обучения и детей и взрослых современным сельскохозяйственным знаниям. И эта направленность красной нитью прошла через всю его жизнь.

В двадцатые годы Каиров занимается созданием сети высших и средних сельскохозяйственных учебных заведений. Пишет ряд пособий по вопросам агропедагогики и методики распространения сельскохозяйственного знания.
В тридцатые годы - уже доктор педагогических наук - он занимает ряд ответственных должностей в аппарате ЦК ВКП(б). Кроме того, занимается проблемами создания учебника по педагогике, который вышел в 1938 году.

И в тоже время, что совершенно неординарно для чиновника такого ранга и положения, Каиров на общественных началах работает сначала классным руководителем, а затем и директором одной из школ.

Размышляя над основными направлениями и итогами деятельности И.А. Каирова на посту президента АПН РСФСР можно легко выделить два приоритета: это развертывание широкой сети экспериментальных школ и издание наследия классиков русской и советской педагогики.

Конечно, было бы сильным преувеличением считать Каирова педагогом-теоретиком, а ,впрочем, он никогда и не претендовал на этот статус. Зато сейчас, когда в таком сложном положении оказалась сельская школа, работы Каирова двадцатых годов приобретают особую актуальность. Ведь в них, по сути, была представлена модель создания современной агрошколы, дающей необходимые профессиональные знания, благодаря которым выпускники могли бы не только выживать, но и преобразовывать жизнь окружающего их сельского социума.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz