К обложке журнала

Назад к таблице

Век образования. 1948 год

Б.П. Есипов

Если бы наряду со званием «народный учитель» существовало звание «народный ученый», то его наверняка удостоился бы доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент АПН РСФСР Борис Петрович Есипов (1894-1967).

Судьба подарила Борису Петровичу редкую удачу: молодого 26-летнего сотрудника Глазовского уездного отдела народного образования неожиданно пригласили в Москву, в отдел единой школы Наркомпроса РСФСР. Сейчас трудно сказать, что сыграло решающую роль в этом приглашении: то ли крестьянское происхождение, то ли тот факт, что он успел получить хорошее образование (учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета), а может, заметили его статьи по проблемам народного образования, опубликованные в газете «Правда».

Но так или иначе, Есипов достаточно быстро выдвинулся на руководящие посты - в научно-педагогической секции ГУСа он занимался разработкой учебных планов, программ, подготовкой к съездам и конференциям. Очень положительно отозвалась о нем Н.К. Крупская. Конечно, по большому счету, в то время «социально подходящих» педагогов - таких, как Есипов, - специально поддерживали в качестве силы, противостоящей ученым дореволюционной закалки. Правда, в травле старых специалистов Есипов в отличие от других (Руднева, Шохина) не усердствовал.

Однако пик признания Бориса Петровича Есипова как ученого пришелся именно на послевоенные годы. Впрочем, это и неудивительно. Счастливо избежавший репрессий, уже немолодой кандидат наук вновь удачно попал в струю. Дело в том, что отличительной чертой Есипова как ученого была не формальная, надуманная, а искренняя и постоянная связь с учительством. Он действительно хорошо знал школу, умел видеть перспективы ее развития. Для него школьная практика была постоянным источником творческого поиска. Понятно, почему имя Есипова было популярным в учительской среде.

Основная сфера научной деятельности Есипова - это организационные формы учебного процесса, самостоятельная работа школьников на уроках. Это, равно как и его внимание к передовому опыту, очень пришлось ко двору в конце 40-х годов годов, когда именно достижения в практике, подробная регламентация проведения уроков считались приоритетными направлениями развития педагогической науки.

Впрочем, и в дальнейшем Б.П. Есипов всегда входил в обойму официально признанных ученых-педагогов, вел большую организационную и общественную работу. На пенсию Борис Петрович так и не ушел. Под конец жизни он был буквально завален работой в академии, в различных организациях, советах, обществах, редакциях. При его обязательности и ответственном отношении к своему делу для Есипова это было тяжело и, скорее всего, подорвало здоровье.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz