Век образования. 1958 год
Э.Г. Костяшкин
В конце 50-х гг. открывается
некоторый простор для педагогического
творчества и возникают как его очаги (липецкий,
белгородский методы) так и появляются фигуры, как
правило, директоров школ, наиболее органично
отражающих в себе социальную направленность
времени. Эдуард Георгиевич Костяшкин (1922-1981) в то время директор 544 г. Москвы в наибольшей степени воплотил в себе социально-педагогическую сущность образовательного процесса. В дальнейшем с этим же были связаны и его труды как ученого. Сам по себе Эдуард Георгиевич производил неизгладимое впечатление, как на педагогов, так и на детей. Рост под метр девяносто, огромный кулак, сиплый голос. Он любил петь, писал стихи, рисовал, путешествовал. И в сотрудники школы подбирал таких же нестандартных педагогов. В середине 50-х гг. Костяшкина как выпускника юридического факультета, поставили во главе специальной школы для трудных детей, которых он сумел перевоспитать. А в 1958 г. с помощью заведующего РОНО Г. Гасилова он создает первую в стране школу полного дня. В 70-е гг. руководя лабораторией «Прогнозирования школы будущего», Костяшкин вместе с коллективом единомышленников разработал перспективную и научно обоснованную модель школы будущего. Ее отрабатывали в Москве, Киеве, сельской школе. Главным достоинством являлась забота о детях, особенно с трудной судьбой. Эдуард Георгиевич был одним из последних могикан, соединявших педагогическую науку и практику. Всю жизнь ему приходилось яростно отстаивать выстраданные им идеи. Дважды пришлось защищать докторскую диссертацию. Он ушел в 1981 – резко, как и жил, в расцвете сил, на гребне. Мало людей сейчас умеют так работать как Костяшкин. Во всю силу. Полный день… |