К обложке журнала

Назад к таблице

Век образования. 1961 год

Ш.И. Ганелин

На рубеже 50-60-х гг. в советской педагогике обнажились два основные направления: одно связанное с разработкой широкого спектра дидактических проблем, а другое разрабатывающее коньюктурно-приоритетные вопросы связи школы с жизнью, с производительным трудом.

Именно в это время среди самых известных ученых-дидактов особо выделился Шолом Израилевич Ганелин (1894-1974). Вышедшая в 1961 г. его монография «Дидактический принцип сознательности» значительно продвинула решение дидактических проблем воспитывающего обучения, изучение возрастных психологических особенностей школьников, их мыслительной деятельности, преемственности обучения от класса к классу.

Шолом Израилевич принадлежал к тому поколению советских ученых-педагогов, которое успело получить образование до революции. Правда, Ганелину не удалось его завершить. В свое время, вырвавшись из местечкового быта, он оканчивает гимназию в Вильнюсе, поступает на юридический факультет Петроградского университета, где избирает своей специальностью психологию и педагогику. Вынужденный из-за тяжелейших материальных условий временно оставить учебу, Ганелин завершает образование уже в Петроградской педагогической академии, где заканчивает гуманитарный и внешкольный факультеты. С 1924 г. он начинает преподавать в ЛГПИ им. Герцена и отдает этому благородному делу полвека своей жизни.

Имя Ганелина становится известно в 1929 г., когда выходит написанная им в соавторстве книга «Основные вопросы советской дидактики», долгое время служившая основным пособием по педагогике. В ней была предложена оригинальная классификация методов обучения. В 30-е гг., наряду с изучением проблем дидактики, Ганелин все больше вынужден переключаться на историко-педагогические проблемы. Но и здесь ему удается тонко осуществлять связь истории с современностью. Этому отвечали его фундаментальные «Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века», где впервые была показана картина борьбы методических течений. Итогом осмысления истории педагогики стал вышедший под редакцией Ганелина труд «История педагогики и современность», новаторский не только для своего времени, но и для наших дней.

Как видно внешне судьба Шолом Израилевича сложилась достаточно благополучно. Он избежал репрессий, долгое время руководил кафедрами педагогики в ЛГУ и пединституте, был избран членом-корреспондентом АПН. Однако, читая сейчас его труды, постоянно возникает чувство, что очень многое оказалось не договорено и не реализовано.

 

Назад к таблице

Хостинг от uCoz