К обложке журнала

Назад к таблице

Век образования. 1966 год

Новосибирская физико-математическая школа

Середина 60-х гг. – это то время, о котором поэт сказал «что-то лирики в загоне, что-то физики в почете». Олицетворением такой установки стала деятельность физико-математической школы при Новосибирском университете. С самого начала здесь осуществлялась нетрадиционная, «неэвклидова» педагогика. Ученики отбирались только по олимпиадной системе. Для сельских школьников давались задания на сообразительность. Школа работала пять дней в неделю. В четверг организовывался выходной, занятый походами, спортом, работой на пришкольном участке. Структура учебного года строилась наподобие университетской: семестры, сессии, каникулы по-студенчески. Преподавателями являлись лучшие ученые Академгородка. Важнейшую роль в обучении играли кружки, руководимые сотрудниками, аспирантами, студентами. В выпускном классе много времени отводилось специализации в одной из отраслей будущей профессии. А один день в неделю школьник уже полностью проводил в соответствующем НИИ. Он работал лаборантом и сдавал зачет по результатам экспериментальной деятельности сотрудникам.

В подготовке будущих ученых главный акцент делался на развитие самостоятельного мышления. Разумеется, учиться в ФМШ было трудно. До 20 % безжалостно отчисляли. Это могли быть и способные бездельники и не очень одаренные труженики.

Остро в школе стояла проблема гуманитарного образования, которой тоже уделялось много внимания. Приходилось преодолевать значительный скепсис «технократов». Для этого в школе организовывались выставки, музыкальные вечера, читался специальный курс истории искусств.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz