К обложке журнала

Назад к таблице

Век образования. 1974 год

Загорский детский дом

Среди образовательных учреждений вошедших в историю отечественной педагогики Загорский детский дом является, несомненно, уникальным. Это связано, как и с теми детьми - слепоглухонемыми, которые там воспитывались. И с поразительными результатами там полученными. И с тем вкладом в психологию, педагогику, философию, который был внесен учеными и воспитанниками Дома.

Первая школа – клиника для воспитания и обучения слепоглухонемых детей была создана в Харькове И. А. Соколянским еще в 1923 году. Именно среди ее воспитанников и находилась знаменитая Ольга Скороходова, книга которой «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» стала широко известна.

После войны исследования были продолжены, однако вновь открыть учреждение для слепоглухонемых – Загорский детский дом удалось уже после смерти И. А. Соколянского в 1963 году психологу А. И Мещерякову. С самого начала детский дом был задуман как учреждение для коллективного воспитания и обучения слепоглухонемых. На разных этапах экспериментальной деятельности в Загорском детском доме принимали участие такие выдающиеся ученые как Э. В. Ильенков, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. В. Давыдов.

В 1974-м году была опубликована капитальная монография А. И. Мещерякова «Слепоглухонемые дети», которая подвела итоги исследования и наметила перспективы на будущее. Так сложилось, что в этом же году А. И. Мещеряков умер, и дальнейшая экспериментальная деятельность была уже связана с новым директором А. В. Апраушевым.

Каковы же результаты многолетних исследований? Они действительно не могут не поражать. И дело не только в том, что было доказано – если развить до совершенства функционирующие у слепоглухонемых детей органы чувств, то это не только в определенной мере компенсирует отсутствие зрения и слуха, но и позволяет развить им свою психику до уровня готового воспринимать богатство окружающего мира. Подтверждение тому – судьбы многих воспитанников Загорского детского дома: четверо из них закончили МГУ, а Александр Суворов стал крупным ученым, доктором наук.

Но значение осуществленных исследований намного шире. По сути Загорский детский дом явился синхрофазотроном человековедческих наук, существенно продвинув вперед и философию, и психологию.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz