К обложке журнала

Назад к таблице

Век образования. 1977 год

Б. М. Неменский

Во второй половине 70-х гг. обостряется стремление интеллигенции различными способами оппонировать официальной идеологии. В самых мягких формах это проявлялось в желании противопоставить ортодоксальному мировоззрению идеалы Науки и Культуры. Характерно, что как раз в это время и разворачивается творческий поиск в разработке нового содержания музыкального образования Кабалевского, а так же в определении новых подходов к изучению изобразительного искусства Бориса Михайловича Неменского. Талантливый художник он стал широко известен именно как реформатор школьного преподавания изобразительного искусства. В середине 70-х гг. созданный им творческий коллектив художников, философов, искусствоведов, психологов, ученых-педагогов и учителей, подготовил первый вариант экспериментальной программы «Изобразительное искусство и художественный труд». Успех этой принципиально новой программы во многом был обусловлен атмосферой творчества этого неформального сообщества. Все было овеяно романтикой поиска, диспутов, затягивавшихся до глубокой ночи, ночных звонков друг другу: «А я нашел путь!».

Уже начиная с эпиграфа программы – слов Винсента Ван-Гога: «Нет ничего более художественного, чем любить детей» - все настраивало на главную задачу курса – формирование у учащихся художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. Ее целью являлось развитие многогранных духовных интересов личности средствами искусства, прежде всего изобразительного. Важнейшей особенностью выступала ориентация на эмоционально-воспитательный потенциал художественных образов, на гуманитаризацию образования. Формирование художественной культуры учащихся связывалось с освоением не только знаний по искусству, но и с овладением художественной грамотностью, предполагавшей практические художественные умения и навыки, а также с изучением истории искусств.

Хотя программа Неменского и встречала некоторое сопротивление, все же и нее была достаточно счастливая судьба. В 80-90-е гг. шла ее доработка, а автор, ставший академиком РАО, известным общественным деятелем, наряду с дальнейшим совершенствованием программы написал ряд публицистических книг. Хотя они особенно в 80-е гг. сопровождались ритуальными цитатами все же, по сути, далеко выходили за идеологические рамки, побуждали к творческому поиску, к стремлению действительно вести школьников в мир Красоты и Духовности.

Назад к таблице

Хостинг от uCoz