К содержанию Архива

arx_ris.gif (1360 bytes)Архив

reth4.gif (18433 bytes)

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

 

ДВЕНАДЦАТЫЙ ВАЛ.

Мы вечно бросаемся из крайности в крайность. То упорно твердим, что наше образование лучшее в мире, то в порыве самобичевания не менее упорно пытаемся скопировать западную модель, якобы как самую передовую. Последний рывок к западной цивилизации это давно вынашиваемый чиновниками проект введения двенадцатилетнего образования. Его сторонники утверждают, что переход позволит разгрузить либо младшую школу из которой более пятидесяти процентов детей выходят неподготовленными к обучению в средней или увеличить срок сидения старшеклассников и таким образом “размазать” их учебную нагрузку. Говорят и о возможности разгрузить учителей, “растянув” уже существующие программы. Словом послушать их так в этом проекте одни плюсы. Опять таки ближе к Европе, где подрастающее поколение давно учится по двенадцать лет. Словом о нас в очередной раз позаботились, правда привычно забыв спросить, нужна ли нам такая забота. Авторы проекта напоминают “гуманистов”, которым жалко отрубить хвост кошке сразу и поэтому они его долго пилят.

В целом вся идея продления сроков обучения кажется позаимствованной из театра абсурда. Судите сами. Живет многодетная семья - десять детишек. Государственной помощи хватает только на самое необходимое. Бедствуют в общем. А им предлагают - возьмите при тех же средствах еще двоих - и вам сразу вдруг станет лучше. Действительно - школы перегружены, занимаются в три смены. Уроки идут чуть ли не в подвалах и на чердаках. А предлагается добавить еще по пять - шесть классов. Острая нехватка учебников - в лучшем случае по одному на парту. Выход же из этого положения видится в том, чтобы ввести еще два года и таким образом совсем усугубить проблему с учебниками. Итак, во всем! Закрадывается мысль, неужели все это что настолько ясно мне педагогу, хоть и бывалому, но простому неясно тертым калачам из министерства образования.

А может быть здесь то и зарыта собака. Вспомнилось, что когда в стране становилось действительно трудно, то доверчивых граждан предусмотрительно отвлекали какими-то грандиозными проектами. То великими перелетами, то планом переустройства природы, то поворотом северных рек, то строительством БАМа. Но независимо от конкретного замысла итог был один. Миллионы пушенных на ветер народных рублей, погубленные жизни, искалеченные судьбы. Неужели же история учит только одному - что она никого и ничему не учит. Но сколько же можно наступать на одни и те же грабли!

Столько, сколько нужно отвечают нам. И заводят сладкую песнь о том что перегрузки школ не будет, поскольку резко падает рождаемость. Да и в армию не будут забирать сразу после окончания школы даже не дав возможности поступить в институт - намекают, что, мол, изменят законодательство. Но это все в радужной перспективе. А в реальности под убаюкивающие разговоры о двенадцатилетней школе вопреки недавним клятвенным обещаниям у учителей все же отнимают надбавки за классное руководство, проверку тетрадей, за кабинет. При этом утешают - мол, в дальнейшем все это компенсируем. Ой, ли! Отнимают то сегодня и точно, а компенсировать обещают неизвестно когда и в какой степени.

Впрочем, возможно, я не прав и проект на самом деле замечательный. Чтобы это понять достаточно выяснить один простой вопрос, а кому это выгодно? Давайте посмотрим, что от реализации этого грандиозного замысла получат облагодетельствованные дети, их родители и учителя. Начнем с детей. Наконец-то мы признали, что наши программы перегружены и само это признание уже достижение, но ведь дальше возможны две логики. Одна сторонников двенадцатилетнего образования - еще растянуть эту программу, вторая - без увеличения времени - изменить содержание образования, исключив самое трудно перевариваемое. Тем более, что степень насыщенности программы уже сегодня родителям можно выбирать и варьировать, отдавая ребенка в различные гимназии и лицеи. В этих заведениях для детей страшнее не трудность программы, а методика преподавания, оставшаяся во многом на уровне прошлого века. Мне пришлось слышать немало грустных историй о том, как дети попадали в престижную гимназию, выполнив предъявленные к ним запредельные требования по скорости чтения и счета, а потом их долго и нудно учили читать и считать в соответствии с программой, которую они давно переросли.

Сегодня наша система образования напоминает плохо продуманный конструктор, где из предложенных деталей никак не удается собрать столь красивый на картинке образец. Уже давно стало правилом, что высшее учебное заведение, особенно престижное “грозит” не тому, кто хорошо учился в школе, а тому чьи родители наняли репетитора. Образовательная система гремит на всех стыках и не понятно, как увеличение его продолжительности решит эту проблему. Зато с “успехом” может увеличится без того большой процент (до 80) детей которым школа непоправимо испортила здоровье.

“Выгоды” для родителей от новшества очевидны. Им придется на год позже начать разоряться на репетиторов или как сейчас модно реструктуризировать эти затраты на два года. Если параллельно увеличению срока отсидки в школе ввести запрет на работу учащихся, родители смогут на год дольше с благоговением держать своих великовозрастных детишек на своей шее. Неоценимая помощь будет оказана и государству, которое таким образом уменьшит статистику безработицы среди молодежи.

Но больше всех “выигрывают” от реформы учителя. Их “разгружают”. Если речь идет об уменьшении количества уроков, то у них остается больше времени работать в тех сферах, где еще платят деньги или заниматься домашним хозяйством, если в их регионах таких сфер нет. Казалось, бы создаются и новые рабочие места, но все больше и больше работающих сегодня учителей проводят урочное время не в классах, а на митингах и демонстрациях, требуя возвращения многомесячно задержанной зарплаты. С другой стороны, там, где за преподавательскую работу еще платят учителя стремятся набрать максимально возможное количество часов.

Но самое неприятное, что на реформу потребуются деньги. А, как известно еще великий Михайло Васильевич Ломоносов открыл не дававший пока осечки закон. Он гласит, что если где что-то прибудет, то откуда-то обязательно убудет. Таким образом, пребывание денег на преобразования может обернуться испарением их из учительских карманов. Тогда предлагай учителям взять больше часов или приглашай в классы все больше выпускников педагогических университетов все равно желающих задарма работать будет все меньше.

Если мы попробуем понять, куда же могут уйти направленные на реформу деньги, то, скорее всего, поймем кто же, в конце концов, заинтересован в этих преобразованиях. Потому что по меткому выражению нашего президента денег в социальном секторе мало, а “любить надо всех”. Кого же так любят авторы проекта двенадцатилетнего образования? Понятно что немалая часть денег должна пойти на разработку новых программ, часть на новые учебники, но львиная доля, конечно, будет передана на издание этих самых учебников. Возможно, что вся реформа ограничится перераспределением страниц в учебниках соответствующих классов, но эти пособия надо будет кому-то печатать. Таких крупных издателя, давних партнера чиновников от образования два и думаю нет смысла в очередной раз называть их. Отмечу лишь, что две частные фирмы получат самый жирный кусок тощего федерального пирога из которого будет финансироваться проект. Но стоит ли из-за этого затевать весь сыр-бор.

Да и вообще, весь проект двенадцатилетней школы представляется не только химеричным, но и по своему содержанию очень сырым, непродуманным. Так и не ясно что будут продлевать начальную школу или старшие классы? В странном положении оказались в проекте пятые-шестые классы, которые не относятся к первой ступени, но и в основную школу не включены. Их элегантно называют “буферными”, но мне человеку прямому кажется, что пока они болтаются в проекте как цветок в проруби. Итак, во всем.

Я убежден, что как нельзя строить высокоскоростную магистраль между Москвой и Петербургом не наведя порядок на Октябрьской железной дороге, так и нельзя построить заманчиво красивую и дорогую школу будущего пока в тысячах школ текут крыши, мерзнут ученики и учителя не получают зарплату по пол года.

Двенадцатый вал реформы может окончательно добить нашу систему образования.

М. Богуславский
К. Сумнительный.

К содержанию Архива

Хостинг от uCoz