Архив
Sine ira et studio |
Без гнева и пристрастия |
| |
|
Голая ставка
Утверждение, что сказка ложь, но в ней намек очень близко нашему национальному характеру. Только в сказках столь точно могут быть отражены перипетии нашей нелегкой жизни последних лет. Когда же читаешь Национальную доктрину образования, вспоминаешь замечательную историю Андерсена о новом платье короля. Особенно поражает воображение та финансовая ткань, из которой шьются причудливые узоры доктрины. Уже к 2003 году на образование предлагается выложить аж 6%ВВП, а через двадцать пять довести этот показатель до 10%. Сами эти сухие цифры вряд ли заставят учительство страны благоговейно вздохнуть и с благодарностью упасть в ноженьки авторам доктрины. И есть за что. Ведь сегодня на всю систему образования расходуется только 0,4% ВВП, что составляет всего лишь 16 млрд. рублей. Уровень зарплаты учителей при этом известен. Взявшие на себя труд пересчитать радостно прослезились. Через 25 лет, даже если нынешний ВВП не вырастет ни на процент, учителя должны будут получать в нынешних ценах около 30 тыс. рублей. При этом правда не уточняется ни курс доллара, ни цена буханки хлеба. Но и это не предел, так как если сохранится современная динамика роста валового продукта и курс доллара, то зарплата рядового учителя составит (завидуй Америка) 4270 долларов в месяц! Меня лично смущает только одно. Сможем ли мы при таком изобилии сдержать приток в России учителей из стран загнивающего Запада, которые рвануться на заработки к нам. Боюсь, что придется принимать жесткие иммиграционные законы и, пожалуй, выслушивать обвинения в нарушении прав человека. Но если серьезно, то, какие шаги уже сделаны или намечены, чтобы приблизить столь прекрасное далеко? Самая большая гордость министерства это увеличение тарифных ставок. Только вот есть ли чем гордиться? Обещали увеличить в 1,8 раза, увеличили в 1,5, да еще умудрились так подрезать верхние тарифы, что те, кто на них был (учителя с большим стажем, директора и завучи) даже потеряли. Теперь о грустных итогах. Не знаю как где, но в Москве признали, что на капитальный ремонт выделено только 19% от средств запланированных на 1999 год. Думаю в других городах не лучше. Не случайно ОРТ продемонстрировало удивленным телезрителям школу на смоленщине, стоящую буквально в руинах. Объединение классов, где меньше 20 человек тоже думаю не от хорошей жизни. Да и деление класса теперь на две, а не на три группы по изучению иностранного языка в спецшколах тоже неприятная новость. Вот почему громадьё планов уже не приносит особой радости. Их сопровождают нарастающие тревожные слухи об отмене пенсий за выслугу лет, да проект постановления, по которому попечительские советы школ становятся придатком местной администрации. Словом хвастать особенно нечем, если не считать документов принятых на Всероссийском совещании работников образования. Но правительство пока не спешит подтвердить радужные ожидания разработчиков доктрины. Она не только не легла в основу закона, но и не родила даже соответствующего постановления. Все очевидней становиться что, предлагая прекрасные, но далекие перспективы этот документ не решает ни одной текущей проблемы и никак не облегчает положение учительства. А оно, несмотря на громкие заверения и высокие совещания все более и более усугубляется. Именно на федеральном национальном уровне проблема финансирования школ решается медленно и только в рамках существующих голых ставок. Снижение многомесячной задолжности по зарплате легко объяснить предстоящими выборами. Беспокоит, все ли успеют вырвать свои кровные из лап должника пока большой вопрос. Недавно первый вице-премьер московского правительства объявил о том, что правительство столицы намерено увеличить зарплату учителей в два раза с 1 апреля. Эта воля хозяина города, возможно, уменьшит то неравенство, которое установилось у москвичей за счет местных надбавок. Но так происходит не везде. В некоторых местах даже за тот мизер, который сегодня иногда получают учителя, разворачивается ожесточенная борьба. Казалось министерство образования, выиграло бой за надбавки за приобретенную книгоиздательскую продукцию, но то и дело мелькают сообщения о том, что эти деньги выдаются от случая к случаю и зависят от воли "хозяина" края. Выдать эти деньги, обменяв их на поддержку во время выборов, принял решение и губернатор саратовской области Дмитрий Аяцков. Выходит, что от министерства и Национальной доктрины образования этот вопрос не зависит никак. Более того, складывается ощущение, что именно правительство норовит законопатить последние дырки, через которые пусть не всегда абсолютно законно в образование капали хоть какие то деньги позволяющие системе выживать. Так, например, происходит с надтарифным фондом, который сжимается как шагреневая кожа. 25, 20, 15 и, наконец похоже вскоре 5 % от фонда оплаты труда. Видимо все идет к его уничтожению. А ведь именно он давал возможность поддерживать наиболее интересно и творчески работающих директоров и учителей, отправлять их в командировки для обмена опытом и повышения квалификации. Новый эксперимент, задача которого снять с государства обременительную заботу о дошкольниках начинается в детских садах. Министерство решило, что оплачивать весь день пребывание ребенка накладно и ищет модель, в которой за государственной счет дети были бы в саду только 4 часа, а последующее время родители оплачивали бы сами. Если это находится в русле Национальной доктрины, то откуда столь радужные надежды и обещания, если нет, то чего же стоит эта доктрина? Где же та волшебная палочка, от взмаха которой взовьются в поднебесье учительские зарплаты, школы расцветут и в их стенах вырастут очаги культуры и просвещения? Находчивые "портные" машут перед удивленной публикой доктриной, как флагом, называя её не иначе как "образовательной конституцией". Правда в отличие от незадачливого короля, прогулявшегося неглиже перед своими подданными, правительство не спешит повторить его ошибку. Доктрина им принята как-то уж слишком холодно, даже прозрачно намекают, что в области образования есть и другая идеология, и другая стратегия ее реализации пока почему-то строго засекреченная. Похоже там по крайне мере, что ставка на доктрину голая. Меня лично не тревожат шахматные сражения, от победы, в которых одной из сторон уже давно никак не зависит судьба обыкновенных людей, в том числе учителей. Меня беспокоит та голая и очень небольшая ставка, на которой может оказаться все наше образование.
|