К оглавлению

Ръчь - логотип

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

|

 

Михаил Богуславский
Доктор педагогических наук

 

Это жесткое слово «селекция»

У педагогов-гуманистов, ратовавших за индивидуализацию и дифференциацию образования, селективные подходы всегда вызывали резкий протест. В них виделось только бездушное насилие над детской личностью, подгонка ее многообразных свойств, склонностей и качеств в прокрустово ложе безапелляционных требований и ограничения, ограничения, ограничения… И действительно, если обратиться к понятию «селекция» (лат. selectio), то в переводе на педагогический язык оно означает выведение новой породы людей, а также совершенствование существующей на основе выделения определенных параметров личности. В соответствии с ними считалось необходимым производить жесткий отбор детей, которые соответствуют заранее заданным избирательным свойствам. Все дети, не вписывающиеся в эти параметры, отбраковывались. Впрочем, и по ходу обучения, по мере его усложнения и повышения требований селекция продолжалась и выбраковка могла достигать 50-70% принятых.

В отечественной педагогической традиции селекция применялась преимущественно в двух ракурсах: социальном и предпрофессиональном..

К социальным критериям прибегали прежде всего в сословном обществе. В Институт благородных девиц принимались девушки чиновников не ниже 8 ранга или же выходцы из столбового дворянства. Подобные же внешние селективные признаки срабатывали и при наборе в Пажеский корпус, Царскосельский лицей. Такой социально-селективный подход зачастую вступал в противоречие с уровнем образовательной программы. Так, в классических гимназиях, куда принимались преимущественно отпрыски благородных сословий, далеко немногие могли выдержать обучение на высоком уровне трудности. Здесь требовались уже другие (не социальные) качества, такие, как прекрасная память, трудолюбие, исполнительность.

Впрочем, селективные социальные критерии в образовании широко применялись и в советский период. В первой половине 20-х годов в школы II ступени, а тем более в ВУЗы старались не принимать детей не только из бывших «эксплуататорских», но и интеллигентских слоев. В конце 20-х-начале 30-х гг. такие же меры применялись к детям кулаков и лишенцев. Всегда существовала скрытая дискриминация евреев. А в военные училища в 50-80-е годы не принимали тех, у кого в графе «национальность» стояло «немец».

Понятно, что подобная селекция не только антигуманна, по сути она антипедагогична. Осуществление дискриминации в сфере образования по социальному, национальному, партийному признаку неизбежно снижает общий интеллектуальный уровень страны.

Вместе с тем, нельзя не учитывать, что дети, выходцы из определенных слоев, например, интеллигенции, в силу более высокого общекультурного уровня в семье, традиционной ориентации на высшее образование легче проходят различные конкурсные отборы. Особенно, если это связано с другим селективным критерием: образовательно-профессиональным.

Такая селекция особенно жестко, даже безжалостно, применяется при отборе в Центральную музыкальную школу, балетные училища и другие подобные элитарные заведения.

В 60-70-е годы достаточно жесткие критерии ставились при отборе в популярные тогда физматшколы и специализированные интернаты. Из числа принятых в последующем пачками отчислялись и способные лентяи, и старательные, но не очень одаренные ученики.

Конечно, наивно было бы отрицать необходимость подобной предпрофессиональной селекции, например, при отборе летчиков. Хотя с космонавтами происходили недоразумения, когда отбирали по здоровью, а затем спрашивали по уму.

И все же почему селекция в образовании вызывает негативное восприятие? Дело в том, что она не подразумевает свободу выбора учащихся в рамках дифференциации содержания образования; не ставит целью развитие личности ученика в целом; не базируется на учете многообразных интересов школьников.

Особенно сомнительна селекция при приеме в первый класс на основе тестов, да и вообще подобные испытания при отборе в различные специализированные школы. В данной связи показательно исследование, установившее особый состав крови у учащихся математических школ, который передается по наследству. Казалось бы теперь так легко делить детей на «физиков» и «лириков». Но совсем не факт, что подобный состав крови не является, наоборот, реакцией на определенную систему обучения.

Михаил Богуславский
Доктор педагогических наук


 17 июня 2000 г.

К оглавлению

Хостинг от uCoz