К оглавлению

Ръчь - логотип

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

|
 

Михаил Богуславский,
Константин Сумнительный.

Школьный коридор

Как бы не одолевали меня повседневные заботы самой стремительной четвертой четверти, все же подспудно раз за разом задумываюсь о том, о чем размышляет сейчас большинство педагогов. Что нас ждет впереди, принесет ли долгожданная стабилизация на политическом Олимпе улучшение жизни школы, учительства? Внимательно вслушиваюсь в многочисленные комментарии "говорящих голов" из телевизора. Недавно один из политиков высказал такую мысль. Новым президентом все структуры, да и вообще вся жизнь будет проходить по строго очерченному коридору. В его рамках, мол пожалуйста, а вне ни-ни. Будет такой коридор и у депутатов и у журналистов …

Может быть это и хорошо, но из всех коридоров привычнее и ближе мне один - школьный, где на переменах бурлит жизнь и обсуждаются различные проблемы. И вот, идя по нему к своему кабинету, я задумался, а что же может представлять собой этот возможный наш общий российский школьный коридор, где одна стена - это свобода, другая - ответственность. В чьи окна смотрит наша непростая жизнь, а конец которого теряется где-то в сумерках. И что там впереди не очень видно.

Казалось бы Всероссийское совещание работников образования озарило светлый путь по которому должна была в ближайшие годы идти не только школа, но и все образование. Как известно все документы были единодушно одобрены и освещены присутствием нашего будущего президента. Прошло не так много времени и оказалось, что рублевый замах результатов дал максимум на три копейки. Национальная доктрина, так и не стала законопроектом, введение двенадцатилетки отложено и не получило каких либо физических очертаний в виде новых учебников или решения столь актуального сегодня вопроса о призыве в армию сразу после окончания школы.

Правительство повело себя как-то странно. Доктрину одобрило, но тут же попыталось провести мощную атаку на образование, внеся в Думу целый букет предложений режущих и без того скудное финансирование, которое согласно доктрине должно неуклонно расти. По сути речь идет об отказе государства от каких либо гарантий права на образование. Дума первый раунд выиграли, отказав законопроекту в поддержке. Но еще не вечер, тем более что есть, возможность, как говориться не мытьем так катаньем. И ведь получается. Уже полным ходом в Москве разворачивается эксперимент по отработке модели частичного финансирования (только 4 часа) государством дошкольных учреждений. Растет доля студентов, принимаемых в вузы на платной основе. В этом году она перевалило разрешенный 25%- й максимум от бесплатников и достигло почти 60%. Похоже, что государство все активнее скидывает с себя непосильный груз образования. Более того, стремиться "прищучить" наиболее инициативных. В конце 1999 года вышло разъяснение к "Закону о налоге на землю". Выяснилось, что почти три года образовательные учреждения, сдававшие в аренду свои помещения, под неусыпным контролем государства делали это неправильно. Оказалось, что с этих площадей они должны были платить налог на землю. Или левая рука у нас в очередной раз не знала, что делает правая или очень деньги нужны были на выборы, но взыскали с детских садов и школ не только налог, но и штрафы.

Вообще складывается впечатление, что идут вялые, но затяжные бои как в системе управления образованием, так и между системой и гражданами, желающими получить сносное образование. И дело не только в финансировании, а и в том, что куда не кинь всюду клин. На фоне федерального консенсуса все отчетливее противоречие с регионами. Материализовалось оно в виде Конгресса муниципальных образований России, прошедшего в Краснодаре. Этот представительный форум (руководители 32 муниципальных объединений России) весьма скептически отнесся и к Национальной доктрине и к степени разрешенности проблемы перехода к двенадцатилетнему обучению и прямо заявил о хроническом нарушении Закона РФ "Об образовании". Фактически столкнулись две модели управления образованием: федеральная и муниципальная. "Федералы" убеждают, что денег в системе достаточно, но если опять подчинить все финансовые потоки государству, то воровать (использовать не целевым образом) будут меньше, чем сейчас. "Муниципалы" утверждают, что в своем регионе могут лучше распорядится деньгами, решая с их помощью свои специфические проблемы. И ведь действительно у некоторых это получается.

Но в целом так никто и не может ответить на вопрос: Что же делать с этим образованием? Что кроме двенадцатилетки объединит нашу систему с европейской? И так как ответа нет, наиболее простым кому-то кажется путь консервации остатков советской системы образования. Откровенно признаться в этом пока стыдно, поэтому очередной комитет, созданный в Минобразе одновременно объявил конкурс на разработку Базисного учебного плана и проектов образовательных областей. Под образовательными областями подразумеваются интегрированные курсы. Если эта интеграция предполагает не ассорти из отдельных предметов, а показ существующих в окружающем мире и отражающей и осмысляющей его науке взаимосвязей, то делать Базисный план до создания образовательных областей это ставить телегу впереди лошади. Потом можно долго удивляться, что никуда не уехал. Смысл такое действие обретает, только если не меняя принципов конструирования содержания образования, разрешить небольшой косметический ремонт в виде уже подзабытых новаций. Мы проделали этот путь, полный драматизма и романтики в начале 80-х годов. Тогда был боевой задор и вера в то, что это только начало. Сейчас получается, что мы возвращаемся к исходной точке. Только в минусе оказалась идея общественной экспертизы образовательных инноваций. Учителям и родителям снова говорят: берите, что дают. Может быть, именно поэтому самые состоятельные или самые дальновидные русские стремятся, всеми правдами и неправдами, отправить своих отпрысков учиться за границу. В случае чего там можно и осесть.

Утеряны и былой задор, а также вера и желание учителей много и бескорыстно работать. На благо детей и ради собственной самореализации. Нам все больше деньги подавай и подают, как всегда перед выборами. Так именно в последние месяцы в большинстве регионов стали регулярно выплачивать зарплаты, гасить задолженности, а с веселого дня 1 апреля учителя стали получать на 20 % больше, однако праздновать рано. Ведь понятно, что эти выплаты были связаны с высокими ценами на нефть, а что будет сейчас, когда они упали? Да и слегка утяжелившись, учительская зарплата все никак не дотягивает до прожиточного минимума.

Конечно, за зимние месяцы мы услышали много теплых обещаний грядущего финансового преуспеяния педагогики. Да вот незадача, министерство финансов совершенно не собирается субсидировать те прекрасные цифры, которые были заложены в доктрине образования, да и связаны все эти обещания с тогдашним министром образования . Так подумаешь, удивительной судьбы человек. За полтора неполных года он уже в четвертый раз исполняющий обязанности. Пока все обходилось, а как сейчас? Не получится ли у него как в незатейливой песенке: "Пошел он коридорчиком, а кончил в общем стеночкой…".

Конечно, в таких условиях трудно решать стратегические вопросы образования. Коридор в таких условиях сделать можно, можно долго блуждать по нему со свечкой в руках, но вот куда он приведет сказать пока трудно.


 29 апреля 2000 г.

Михаил Богуславский,
Константин Сумнительный.

К оглавлению

Хостинг от uCoz