Sine ira et studio |
Без гнева и пристрастия |
| |
Михаил
Богуславский |
Хотя становление социальной педагогики как области научных знаний относится к началу ХХ века (термин предложил еще в 1835 г. А.Дистервег), ее корни уходят в седую древность. В славянском обществе, в Киевской и Московской Руси социальная педагогика имела характер стихийной, семейно-общинной практики. Базировалась она на патриархально-православном общинном характере жизнедеятельности; традициях попечительства и благотворительности; ориентации культуры на нравственное совершенствование человека в поисках Добра и обретение гармонии индивидуального и коллективного. В литературных памятниках Х-ХVI вв. рассматриваются социальные проблемы семьи, пути решения общественных конфликтов. Предстают примеры порядка в семье и доме, лада и уюта, звучит призыв к милосердию и добросердию. Лейтмотивом проходит забота о сиротах и вдовах, помощь нищим и больным. На Руси первые сиротские дома при монастырях возникают еще в XVI в. А в середине XVII в. существовал Приказ общественного призрения, устраивавший приюты для хронических больных, нищих и сирот. Как видно, социальное воспитание осуществлялось в то время церковью, государством, общиной и семьей. Во второй половине XVIII в. – конце XIX в. в центр социальной педагогики все более перемещается в сферу государственно-общественного воспитания. К середине XVIII в. относится создание Московского воспитательного дома, куда принимались сироты и подкидыши. Они находились там до достижения 20 лет и получали хорошее воспитание и образование, а также обучались ремеслам. Позднее такие Воспитательные дома стали создаваться и в других городах. Важным шагом в социальном призрении стала деятельность Ведомства учреждений императрицы Марии, которое занималось сиротскими приютами, школами для глухонемых и слепых. В начале ХХ в. направленность социальной педагогики кардинально изменяется. Главную роль теперь начинают играть различные общественные организации, ставящие целью нести основы культуры в широкие массы. Развивается масштабное внешкольное образование взрослых через Народные дома, библиотеки, просветительские общества, воскресные школы. Усиливается и государственная деятельность по поддержке обездоленных детей. Здесь большую роль играли Комитет Главного Попечительства Детских приютов и Союз Учреждений Детской помощи. В их ведении находились соответствующие учреждения и заведения, оказывавшие помощь 1,5 млн нуждающимся. Развиваются и исправительно-трудовые учреждения (Приют детей при Городском Доме трудолюбия, Долгоруковское ремесленное училище, Ксениевский приют, Бахрушинская колония, Рукавишниковский приют). Возникают различные детские воспитательные объединения социальной направленности: площадки для подвижных игр, отряды скаутов и потешных, колонии и полуколонии, клубы и детские «очаги», представлявшие собой своеобразные социально-педагогические комплексы. Наибольшую известность в это время приобрела деятельность С.Т.Шацкого, который вместе с А.У.Зеленко создал в 1905 г. общество «Сетлемент» («Культурный поселок»). В его клубах и объединениях занималось 450 детей. Они действовали на основе самоуправления. В дальнейшем С.Т.Шацкий вместе с женой создает детскую колонию «Бодрая жизнь», где 60-80 ребят трудились вместе со взрослыми. В целом в начале ХХ века достаточно рельефно выделяются два направления в рамках социальной педагогики. Одно занималось социальной работой с обездоленными детьми и профилактикой правонарушений. Другое - интегрировало воспитательные силы общества и школы с целью повышения культурного уровня народа (П.Наторп, П.Блонский, С.Шацкий). В 20-е годы, наряду с социальной работой по «борьбе с беспризорностью», приоритетным становится именно деятельность по организации окружающей жизни на новых социалистических началах и превращение ее в педагогическую среду, благотворно влиявшую на формирование личности. И здесь важнейшее место придавалось школе. В деятельности лучших социально-педагогических комплексов, руководимых М.В.Крупениной, А.С.Макаренко, Н.И.Поповой, С.Т.Шацким, это успешно удавалось. Но далеко не везде и не всегда. На рубеже 20-х-30-х годов в русле так называемой «теории отмирания школы» была предпринята масштабная опасная попытка вообще растворить школу в окружающей среде, превратить всю педагогику в социальную. Это привело к резкому падению уровня образования, качества знаний. Хотя в 30-е годы еще существовали социально-педагогические учреждения типа форпостов по месту жительства, в середине 30-х годов разработка социальной педагогики прерывается и возобновляется только в 60-е годы. Сначала возникает работа по месту жительства в основном спортивная и художественная на базе ЖЭКов. В 70-е-80-е годы в стране развиваются социально-педагогические, образовательно-культурные и физкультурно-оздоровительные комплексы. Важную роль здесь играли МЖК. В 90-е годы в силу резко ухудшившегося положения именно социальная работа, социальная педагогика начинают занимать все большее и большее место. Это проявляется во всем спектре взаимосвязанных вопросов: от подготовки социальных педагогов в вузах – через развертывание муниципальной системы защиты детства – к преимущественно социальной ориентации процессов воспитания и образования. Успешно осуществляются и соответствующие исследования (В.Бочарова, Б.Вульфов, А.Мудрик, М.Плоткин, В.Семенов). Сейчас школа (особенно в поселках, селах) в отсутствии иных социальных институтов вынуждена брать на себя роль преобразователя окружающей среды, заботиться о судьбах выпускников. Социальная функция вынужденно становится важнейшей функцией образовательных учреждений. Это поощряется государством, которое стремится переложить на плечи школы заботу не только о неблагополучных детях, но и криминальных семьях.
|