К содержанию Архива

arx_ris.gif (1360 bytes)Архив

Ръчь - логотип

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

|
 

Михаил Богуславский,
Константин Сумнительный.

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ ОРУЖИЯ

Я, как и многие молодые педагоги отдал в свое время дань работе в пионерских лагерях. В память врезался один эпизод. Перед корпусом выстраивается младший отряд. Его вожатый коротко и четко отдает приказы, и малыши покорно послушным строем бегут в клуб на представление клоунов. Теперь я пониманию, что за строгостью скрывалась беспомощность. Он просто не знал, что делать с этими мальчишками и девчонками и пользовался хорошо ему знакомым армейским стереотипом. Похоже, что Министерство образования после утверждения правительством России «Положения о подготовке граждан РФ к военной службе» оказалось в роли того же незадачливого вожатого.

Ведь совсем недавно Министерство считало своей важной победой освобождение школы от муштры и показухи начальной военной подготовки, а сегодня опустило руки и неуклюже оправдывает введение ОВС (основ воинской службы). Кто-то из высоких министерских чинов невнятно промямлил о компромиссе достигнутом с Министерством обороны. Военные, мол, хотели большего, а мы отдали им только одну незначительную позицию. И никакой оценки. Если это хорошо, то почему, а если это плохо, то чем? Или этот вопрос действительно кажется неважным, тогда почему он вызвал такой резонанс в отнюдь не педагогической прессе? Пока данные в министерских кабинетах разъяснения вызывают больше вопросов, чем ответов. Чего стоит тезис о том, что в данном предмете не будет шагистики и изучения автомата Калашникова, а будет чистая теории и история, а также рассмотрение правил поведения в экстремальных ситуациях? Если это действительно так, то новый предмет, на который предложено отвести аж 100 часов, дублирует не безызвестный ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) и его введение вообще не имеет смысла. Давайте попробуем разобраться, рассмотреть некоторые плюсы и минусы.

Первый очевидный минус в том, что когда НВП выводили за рамки школьной программы, в ней было значительно меньше предметов. Перегрузка, о которой нынче не говорит только ленивый, еще не приобрела столь катастрофических размеров. Сегодня чтобы ввести ОВС надо, по-видимому, от чего-то отказаться. Что станет очередной жертвой? Литература с историей или экономика с экологией? А может быть все-таки нагрузка в очередной раз увеличена за счет здоровья детей?

Второй вопрос и возможный минус. Имеется ли программа нового предмета? Не похоже, что Министерство обороны, грозящиеся изменить закон «Об образовании» будет делать это ради чисто теоретического предмета, так напоминающего ОБЖ. Не похоже, что на этих уроках будут разбираться стратегические тонкости проведения «Бури в пустыне» или Косовской операции миротворческих сил НАТО. Не значит ли это, что в понимании военных речь идет о возвращении на заржавевшие рельсы, здорово потрепанного старого бронепоезда НВП с полным боекомплектом шагистики и нудного изучения Устава.

Может быть, повода для беспокойства нет? Ведь хорошо известно, что НВП в школах и

военные кафедры в институтах были отстойником для военных пенсионеров, малоспособных и «блатных» офицеров. Похоже, что решение о возвращении НВП проталкивают как раз те офицеры, которые в тиши институтских военных кафедр окончили Академии и стали медленно, но верно делать карьеру в коридорах штабов и министерских контор. Понятно, что эта инициатива поднимет их рейтинг и лишний раз докажет важность и необходимость, но отнюдь не повысит боеспособность армии.

Но, похоже, что в классы придут уже не бывшие отставники, зарабатывающие прибавку к своей военной пенсии и искренне считающие, что они воспитывают в детях советский патриотизм. В школе появятся молодые, активные мужчины по разным причинам (интересно по каким) покинувшие армию. Они унесли на гражданку чувство обиды, вызванное невниманием к ним со стороны государства, отказом решать самые насущные проблемы офицеров и вовремя и сполна платить за работу. Возможно, что школа, которая по-прежнему находится в стерильном воспитательном пространстве, станет достойным полем для реализации державно-националистических амбиций и честолюбивых планов. Кто может с точностью сказать, что будет твориться за дверьми классов, а уж тем более за тяжелыми воротами подземных тиров. Не получим ли мы в очередной раз сплоченные и готовые выполнить любой приказ своего фюрера отряды юнгштурма. И это третий возможный минус.

Плюсы менее очевидны. Ведь нельзя отрицать, что часть подростков привлекают элементы военной подготовки. Даже моя четырнадцатилетняя дочь с удовольствием зимой и летом со своими одноклассниками ездит в Кантимировскую дивизию. И хотя подростки живут там, в казармах, а дочь неизменно возвращается погрубевшей и простуженной, но так же неизменно в этих поездках она находит уже непонятную мне романтику. Эти выезды она совершает по своей воле и в свое удовольствие. Не знаю, воспитывается ли в ней таким образом патриотизм, но еще более наивно предполагать, что возвращение НВП решит эту проблему или отвратит детей от хулиганских выходок и наркотиков.

Тем удивительней настойчивость Минобороны в намерении перевести ОВС из разряда факультативов в строй обязательных занятий. Похоже, сегодняшний «компромисс» и есть тот самый палец, который военные готовятся откусить по локоть. Не будет ли следующим шагом действительно всеобщая, без различия пола, воинская обязанность?

Есть опасность и другого рода. Известно, что приказ не посылать новобранцев в горячие точки нарушается сплошь и рядом. Восстановление НВП может стать поводом, чтобы лицемерно заявить, что в связи с произведенной подготовкой приказ этот не актуален и может быть отменен. Что-то похожее происходит с контрактами, «формально» заключаемыми студентами вузов с министерством обороны. Они вдруг материализовались во вполне реальную возможность прервать обучение на необходимый срок. И, похоже, что никому не интересно, что перерыв в обучении нанесет непоправимый ущерб квалификации будущих специалистов. На этом фоне принятое Министерством образования решение становится политическим и именно поэтому вызывает такой резонанс. С учетом событий в Чечне его трудно назвать своевременным и взвешенным.

Более того, если суммировать все за и против, то вряд ли станет выглядеть преувеличением опасения по поводу милитаризации образования. Остается последнее звено, не затронутое военной подготовкой. Это дошкольные учреждения. Может быть, организовать небольшую ролевую игру, типа канувшей в лету «Зарницы», а потом тихой сапой внести ее, как приложение к уже готовой и рекомендованной Минобразом программе «Истоки». Пусть малыши с пеленок узнают, чьи приказы выполнять. А то, начнут о чем-то кроме распоряжений начальства думать, чем-то возмущаться и что-то пытаться изменить. Кому-то кажется, что возвращение оружия самый простой способ снять все трудные вопросы.


16 марта 2000 г.

Михаил Богуславский,
Константин Сумнительный.

К содержанию Архива

Хостинг от uCoz