К содержанию Архива

arx_ris.gif (1360 bytes)Архив

Ръчь - логотип

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

Богуславский М.

Педагогический пульс прессы 
(Обзор Российских газет)
2000-1

Учительская газета

Как бы не спорили о перспективах развития образования на Всероссийском совещании в Кремле, на страницах газет, несомненно одно «Экономика не может развиваться за счет обездоленных».

В открытом письме председателя профсоюза работников народного образования и науки В. Яковлева приводится немало тревожных фактов, характеризующих материальное положение педагогических работников.

Судите сами: несмотря на проведенную в апреле 1999 года индексацию в 1,5 раза ставок заработной платы (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы (ETC) (предыдущая индексация проводилась в 1995 году), впервые за период с 1992 года средняя заработная плата работников образования и тарифные ставки (оклады) всех 18 разрядов ETC остались ниже прожиточного минимума.

Средний показатель прожиточного минимума трудоспособного населения (991 руб.) выше средней зарплаты в здравоохранении (921 руб.), образовании (843 руб.) и культуре (824 руб.).

Остро негативную реакцию в коллективах учреждений бюджетной сферы вызвало изменение тарифных коэффициентов ETC.

Предусмотренное в I полугодии 2000 года повышение ставок (окладов) Единой тарифной сетки в 1,2 раза положения не меняет - уровень жизни работников бюджетной сферы будет и дальше снижаться. На фоне некоторого улучшения материального положения работников производственных отраслей в 2001 и 2002 годах средняя заработная плата работников бюджетной сферы будет по-прежнему ниже прожиточного уровня.

Еще больше обостряет ситуацию замедлившийся ход погашения задолженности по заработной плате работникам учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Возросла дифференциация объемов задолженности, как между субъектами РФ, так и внутри них - между отдельными районами и городами.

Общий долг работникам бюджетной сферы из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов составляет 25,5 млрд. руб., в том числе непосредственно по зарплате - 6,7 млрд. руб., в государственные внебюджетные фонды -18,8 млрд. руб. Кроме того, имеется огромная сумма пени и штрафов в связи с несвоевременным перечислением взносов в эти внебюджетные фонды.

Отсутствуют долги по заработной плате работникам бюджетной сферы в 7 регионах. Как правило, руководители субъектов РФ отказываются назвать возможные сроки погашения долгов по заработной плате.

В этих тяжелейших для работников бюджетной сферы экономических условиях именно с них начата реализация мероприятий по реформированию пенсионной системы, предусматривающих ликвидацию всех льготных пенсий во всех отраслях, в том числе пенсии за выслугу лет, назначаемой ранее общеустановленного пенсионного возраста ряду категорий работников образования, здравоохранения и культуры.

Все это в совокупности, по мнению лидера профсоюзов, нельзя не рассматривать как политику государства - решать все возникающие экономические проблемы, в первую очередь за счет наиболее обездоленных - работников бюджетной сферы, и ведет к прямому разрушению ее кадрового потенциала, сокращению объема бесплатных конституционных социальных гарантий граждан, подталкивает к переводу их на платную для граждан основу.

Действительно, все эти печальные обстоятельства поневоле порождают сомнения «Не много ли оваций по поводу инноваций».

Е. Логинов убежден, что вводимая 12-летняя школа опасна для российского образования, которое в последние пятнадцать лет находится в непрерывном разнонаправленном реформировании по принципу «лебедь, рак и щука». Идея 12-летней школы для нас нетипична. Как и другие новые идеи, эта пришла из США, ибо классические двенадцатилетние школы существуют именно там. Как это будет соотноситься с традициями российской школы, неясно. Замысел таков: систему начального образования предполагается расширить до четырех классов. С точки зрения возрастной физиологии четырехлетнее начальное образование - явление нормальное, и в СССР было время, когда начальная школа была четырехлетней. Она дает ребенку одно существенное преимущество. Поскольку программа обучения усложняться не будет, то четвертый год становится резервным временем, которое необходимо для закрепления полученных ребенком умений и навыков. Упражняя руку ребенка в тонкой графической вязи, учитель косвенно развивает интеллектуальный потенциал его мозга. Это доказано экспериментально.

С переходом на трехлетнее обучение в начальной школе каллиграфия исчезла, поскольку было потеряно резервное время. Сейчас сельским школам, которым в первую очередь было рекомендовано перейти на четырехлетнее начальное образование, удается восстановить полноценный курс каллиграфии, что радует. А вообще четырехлетка - это оптимальный срок для закрепления полученных навыков, которые определят судьбу успеха ученика в полной школе. Так что переход к этой модели считаю разумным и целесообразным.

Ребенок нормально развивается только тогда, когда ему предлагаются минимальный стресс, минимальные пороги для преодоления. Когда последние вообще не предъявляются, он не развивается.

Фактически уже сейчас у нас получается не номинальная, а реальная одиннадцатилетняя школа. По убеждению автора, эта модель оптимальна. Нынешний учебный базисный план, который является элементом государственного образовательного стандарта, рассчитан на 11-летний срок обучения. После новой, 12-летней школы, выходя в жизнь, ученик теряет два года на устойчивое осознанное самоопределение, что для российского общества нерационально, происходит напрасная трата ресурсов.

Впрочем, все это размышления педагогов, ученых мужей. А ведь необходимо услышать голос самих учащихся, попытаться понять, что же они на самом деле считают жизненными приоритетами. Оказалось, как свидетельствуют результаты социологического исследования, В. Ольшанского и Е. Гороховой, эти приоритеты со временем меняются: «80-е годы: главное мир на Земле. 90-е: нечего выпить…».

В 80-е гг. школьники писали, прежде всего, о «преданности Родине», о том, что «главное - мир на Земле, остального мы добьемся», собирались «бороться с ложью и лицемерием», «принести как можно больше добра людям», сетовали на «неумение заставить себя сделать то, что я не хочу, а нужно», мечтали, «чтобы люди не делали зла друг другу».

Теперь же важнее - есть деньги или нет. Вариант продолжения фразы «Люди в нашем городе делятся на...» под условным названием «Труд и доход» в 1982 году предложили только 8,8% школьников («честным труженикам» противопоставлялись «лодыри»). А в 1999 году позиция «Труд и доход» у москвичей набрала уже 29,8% от общего числа упоминаний («нищие» и «миллионеры» или «новые русские»).

При завершении этого же предложения школьники из Якутии указали также национальный признак (14% русских и 37% якутов) и умственные способности (8,8%). Впервые достаточно ярко основанием деления людей послужило отношение к алкоголю - в 6 анкетах было сказано: «на алкоголиков и нет».

Другая группа вопросов была посвящена отношению старшеклассников к школе и учебе, к профессиональному самоопределению.

Исследование показывает, насколько расходятся учебный план школы и потребности выпускников в различных предметах для поступления в вуз. Конфликт особенно ярко заметен в строке «иностранный язык». Москвичи считают, что школа не обеспечивает необходимой подготовки по этому предмету. С другой стороны, по мнению ребят, они перегружены историческими знаниями. Примечательно, что всего лишь в одной анкете школьница-якутка пишет о необходимости изучения национального языка. Большинство старшеклассников не указывали конкретные предметы, а писали: «необходимые для сдачи экзаменов в вуз».

«Идеальная профессия должна давать возможность...», по мнению старшеклассников, «хорошо зарабатывать», «хорошо жить» (54,6% москвичей и 49,1% якутов). А ведь в 1982 году ребята отвечали совсем по-другому: «найти место работы, чтобы я был там нужен», «выложиться в творчестве». «Чтобы сегодня поступить на хорошую работу, надо...», во-первых, «образование» (39,6% москвичей и 47% якутов), во-вторых, «иметь знакомства, связи» (14,2% москвичей и 17,0% якутов), в-третьих, «иметь деньги» (11,9% москвичей и 25,5% якутов).

Современные межличностные отношения. В данном случае большой разницы между московскими школьниками 1982 и 1999 годов нет. «Любовь и дружба» занимают первое место, «родственные связи» - второе, в целом - свыше 75%. В Якутии популярны те же ответы (в сумме 65%), но здесь первое место по числу упоминаний занимают родственные отношения, а дружба и любовь - второе. Вопрос об отношении к пьянству - один из тех, которые показывают, насколько отличаются друг от друга старшеклассники 80-х и 90-х годов. За 15 лет обоснование причин пьянства изменилось. Оказывается, «поводы для пьянства» могут служить индикатором удовлетворенности жизнью! Настораживает тот факт, что старшеклассники Якутии почти не осуждают пьянства.

Первое сентября

В целом, конечно, результаты социологического опроса дают немало, преимущественно негативной, пищи для размышлений. Так что самое время озаботиться какой будет «Образовательная политика нового века».

А. Адамский убежден, что образовательная политика - это то, как общество и государство обустроили свою систему образования. Какие цели ставят. За что деньги платят. Не сколько - это уже экономика, а за что. Как выстраивают управление, какие преобладают интересы - общественные или государственные.

В России, по мнению автора, нет институтов, выражающих общественные интересы в образовании и имеющих к тому же ресурс для реализации этих интересов. Если, конечно, не считать РАО, или совет ректоров, или совет руководителей образования, или само Министерство образования. Такими институтами могут быть советы школы или попечительские советы, родительские ассоциации. Эти институты общественного влияния должны иметь право и возможность решать три главных вопроса:

Какой будет образовательная программа школы?
Каким - бюджет школы?
Кто будет директором школы?

Возможность решать эти вопросы - это и есть право на образование. Именно это, а не возможность для ребенка отсидеть в плохо отапливаемой школе - с нищим учителем, без учебников и оборудования для физического эксперимента - десять, одиннадцать или двенадцать лет.

Право на образование на самом деле есть право на активное участие в образовательной деятельности.

Впрочем, реальных людей не озабоченных проблемами образовательной политики больше волнует вопрос «Что делать, если ребенок вам надерзил». Вот советы психологов, как поступать в такой распространенной ситуации:

Конечно, обидно и досадно слышать в ответ неуважительные речи своего ребенка. Но это излечимо.

Если он слово, а вы ему два в ответ – тогда ребенок никогда не поймет, что огрызаться не хорошо, а если для вас с самого начала важна будет не форма, а суть, причина его дерзости, тогда вы очень скоро поймете друг друга.

Трудно не огрызнуться, когда плохое настроение, неудачи, – а вы приняли это на свой счет и зачем-то обиделись. Если с самого начала к непочтительным словам ребенка относиться как к нелепой случайности, они исчезнут без следа.

Только сами не провоцируйте детей на дерзость. А то ведь как бывает – собственную грубость оставляем без внимания, а на их слова реагируем придирчиво и всерьез.

Умейте быть честными, и тогда дети не будут огрызаться. Ведь главное не то, что они сказали нам, а то, что мы им ответили.

Труд - 7

Однако, в недалеком будущем может сложиться ситуация, когда эти благостные советы мало кому можно будет адресовать. Ведь уже достаточно распространенным явлением становится торговля инофирмами российскими детьми. Главный товар которых «Младенцы на вывоз».

С. Турченко правомерно подчеркивает, что Международная конвенция о правах ребенка, Семейный кодекс РФ определяют иностранное усыновление как исключительную меру, которая допускается только тогда, когда нет абсолютно никакой возможности дать ребенку нормальную жизнь в России. Но эта «исключительная» мера у нас стала правилом: число детей, вывезенных за рубеж за последние несколько лет, выросло на 72 %. Проще говоря, иностранцы усыновляют более 5600 детей в год. В то же время внутри страны идет обратный процесс — число усыновленных детишек снизилось на 14 %. Самое обидное, что происходит это вовсе не потому, что в России мало желающих брать сирот в семьи...

Просто для россиян чиновники создают массу препятствий, Чтобы усыновить сироту, наш гражданин будет год собирать справки и ходить по - инстанциям. Иностранцы же решают этот вопрос в считанные дни, несмотря на то, что вопрос усыновления решает суд, рангом не ниже областного. К тому же, как показывают проверки, если до российских граждан информация о детях, подлежащих усыновлению, практически не доходит, то иностранцы не испытывают в ней недостатка.

К их услугам - полные сведения о ребенке, в их распоряжении фото - и видеосъемки, им предоставляется право беспрепятственно посещать детские учреждения. Для того чтобы угодить иностранцам, чиновники от российской медицины изобрели даже так называемый метод «избыточной медицинской диагностики» детей-сирот. На практике это значит: здоровому ребенку ставится диагноз такого заболевания, чтобы оно испугало нашего кандидата на усыновление, а зарубежным представителям говорят; не беспокойтесь, у малыша все в порядке.

Эта откровенная «липа» вызвала возмущение даже за рубежом. Например, посольство Италии в России обратилось к нашему правительству с нотой, в которой акцентируется внимание на том, что поставленные российскими медиками диагнозы детям, усыновленным итальянскими гражданами, как правило, не подтверждаются, малыши оказываются здоровыми. Минздрав со своей стороны отвергает данное обвинение. Но любой желающий в федеральном банке данных о детях сиротах может «полюбоваться» такими нелепыми диагнозами, как «задержка речевого развития» у двухмесячных младенцев (!) или «интеллектуальная недостаточность», хотя такой болезни в природе не существует.

Автор проверил все решения судов по иностранному усыновлению. Каждое (!) базируется на формулировке «исключительные обстоятельства». Хотя в чем исключительность - никто не удосужился объяснить.

Комсомольская   правда

Если процесс вывоза младенцев будет все более нарастать, то уже не риторическим станет вопрос поставленный врачом - генетиком В. Солониченко «Грозит ли нам вырождение?».

Автор предлагает всем беременным женщинам старше 35 лет провести исследование хромосом будущего ребенка, чтобы посмотреть, нет ли там количественных изменений. Если количество хромосом изменено, есть вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна. Это довольно частая патология: в Москве ежегодно poждaeтся 60 - 70 таких детей.

Врач обязан вовремя информировать родителей о вероятности появления больного ребенка, но ни в коем случае не диктовать им, как себя вести. Решение принимают сами родители.

Впрочем, по убеждению В. Солониченко, слабое здоровьем поколение - еще не результат наследственных патологий. И плохое здоровье призывников не говорит об ухудшении генофонда нации. Да, у нас растет менее здоровое поколение, чем предыдущее. Это факт. Это проблема - ее надо решать. Но не рассказами о вымирании нации, разрушении генофонда и прочими «страшилками». Ухудшение здоровья людей не есть свидетельство ухудшения генофонда нации.

Уничтожение так называемой интеллектуальной верхушки общества, безусловно, обедняет общество, но это не принципиально с точки зрения генетики человека. Чтобы уничтожить генофонд, мало уничтожить самого человека, его семью, детей - надо уничтожить несколько поколений. Уничтожение генофонда нации не под силу никакому диктатору.

Здоровье

И все же проблема преемственности поколений крайне важна, ведь, как известно, «Яблочко от яблоньки…».

Психотерапевт А. Алтунин приводит интересные факты о влиянии матери на состояние будущего ребенка.

У женщины, занимающейся активным умственным трудом, развивающей в себе эстетические чувства, плод будет перенимать ее способности не только в количественном смысле, но и в качественном. Если мать часто нервничает, переживает, раздражается, капризничает, то и ее ребенок будет по натуре крайне неуравновешенным, вспыльчивым, «вредным».

Автору приходится часто сталкиваться с детьми из неблагополучных семей (при внешнем, показном счастье): в глазах 2-3-летнего малыша стоит такая отчаянная грусть, что даже опытному психиатру становится не по себе.

Родители часто удивляются тому, откуда в полугодовалой крохе столько упрямства или капризности, нетерпеливости, или в 1,5 года вдруг появляются властность, лицемерие, лживость, рационализм, эгоистичность и жестокость. А разгадка в том, что мать будущего ребенка слишком часто и сильно испытывала все эти эмоции и культивировала в себе соответствующие мысли. Многие психологические реакции на определенные ситуации закладываются у плода в виде своего рода условных рефлексов, когда он в них при жизни даже отчета себе не отдает.

Даже к моменту зачатия желательно подготавливаться обоим супругам. Хорошее физическое и психологическое самочувствие, максимальное количество положительных эмоций, искреннее обоюдное желание дать жизнь новому существу. Стремление передать ему самое лучшее из своих способностей и прочих положительных свойств. Как правило, большинство людей воспринимает свою жизнь как подарок природы, а не как аванс, который следует основательно отрабатывать. А будущего ребенка родители воспринимают лишь как возможность практического воплощения личных амбиций. Все это четко и конкретно отпечатается в подсознании их ребенка, и в результате самыми большими жертвами подобных мировоззренческих перекосов будут они сами.

Мир новостей

К счастью дети вырастают и в их жизнь входят различные праздники. В январе это традиционные новогодние торжества. Оказывается, они могут дать богатую пищу для размышлений. Вот и задается психолог Ю. Михайлова вопросом «Кому нужен Дед Мороз?».

Как выяснилось, вера в сказку у наших детей тает буквально на глазах. Если еще двадцать лет назад можно было ошарашить таким визитом 10-12-летнего ребенка, то нынешние шестилетки настроены весьма и весьма скептически. Озабоченные ранней утратой детской непосредственности, психологи попросили дошколят составить психологический портрет Деда Мороза - дать ему как можно больше эпитетов. Ожидалось, что Дед Мороз получится добрым дедушкой, который больше всего на свете любит детей. Но психологов постигло глубокое разочарование: собирательный образ скорее напоминал преуспевающего бизнесмена. На первом месте стояли такие качества, как ум и богатство, затем строгость и щедрость. О том, что Дед Мороз добрый и веселый, вспомнили лишь 30% малышей, и то не в первую очередь.

А примерно пять из пятидесяти совершенно независимо друг от друга обозвали сказочного деда пьяницей. Миф о Деде Морозе потерпел полное фиаско. Теперь неудивительно, почему дети делают новогодний заказ Деду Морозу, будто смету составляют. А свои взаимоотношения с ним видят примерно так, как хотелось бы старухе из «Золотой рыбки» - чтобы Дед Мороз был у них «на посылках».

А ведь вера в сказку несет в себе чувственность, которая чуть позже обретет формы доброты, совестливости, сочувствия и сострадания, в то время как отсутствие веры - холодное сердце и жесткую волю.

Короче говоря, верить в Деда Мороза совершенно необходимо. Причем как малышам, так и их родителям. Психологи считают, что Рождество и Новый год - самые психотерапевтические праздники. Взрослому человеку предоставляется уникальная возможность побыть детьми, поиграть в сказку. Уверяя ребенка, что подарки приносит Дед Мороз, мы сами непонятно по какой логике начинаем в это немного верить. Мир становится снова, как в детстве, загадочным и полным приятных сюрпризов, и мы молодеем на двадцать, тридцать, а кто-то и на пятьдесят лет. А вместе с этим и добреем, и любим друг друга сильнее.

Как не войду в нашу школьную столовую на циферблате 9. 12. Утро, день, вечер… время остановилось навсегда.

Мне часто кажется, что все происходящее уже было, если уж не в фактическом, так в эмоциональном плане. Своеобразный «День сурка».

Вам знакомо это чувство? Начинается информационная программа, а вы точно знаете не только содержание, но и ее тон, которым будет преподнесено оно по той или иной программе.

И вечное ожидание очередной харизматической личности, которая как по мановению волшебной палочки превратит замарашку Золушку в прекрасную принцессу. Очень жаль, но даже чудеса знаменитого Коперфильда скорее всего просто фокусы... Но в этом мы и сами мастера.

Новый век, о котором так давно мечтали, наконец, случился. И сколько не прячь голову в свой понятный и контролируемый мирок, жизнь неумолимо напоминает о невозможности рая в отдельно взятых квартире, школе, городе, о сложнейшей взаимосвязи и взаимозависимости.

Снова завтрак в школьной столовой. Вхожу и вдруг вижу на противоположной стороне от сломанных часов – электронные с пульсирующей как сердце точкой.

Время пошло.
И  каким оно будет, зависит все-таки от нас!
 


Богуславский М.  (23.01.2000)

К содержанию Архива

Хостинг от uCoz