К содержанию Архива

arx_ris.gif (1360 bytes)Архив

Речъ

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

|

Богуславский М.

Педагогический пульс прессы 
2000-2
(Обзор Российских газет)

Учительская газета

К сожалению, сейчас приходится лишь ностальгически вспоминать о тех социальных гарантиях, которые имели раньше выпускники вузов. Теперь о молодых специалистах можно только сказать «Дипломированный безработный». В. Репьев приводит результаты опроса старшеклассников о приоритетности выбора будущей профессии. Оказалось, что у 408 девятиклассников самыми популярными профессиями оказались юрист и врач, а 384 одиннадцатиклассника назвали все тех же юриста, экономиста, менеджера, журналиста и секретаря-референта. Из 19 наиболее часто выбираемых специальностей - ни одной рабочей.

По-прежнему молодые люди в выборе профессии и соответственно вуза руководствуются некими идеалистическими представлениями о своем будущем, нежели знанием о существующем положении дел на рынке труда и реальных перспективах. Это значит, что общественное мнение в области образования нужно формировать как на государственном уровне, так и на региональном. Не менее острой проблемой является отсутствие плана выпуска специалистов (по количеству), наиболее востребованных в городе, крае. Сегодня органы образования изыскали пока лишь одну возможность как-то контролировать ситуацию - по возможности не открывать филиалов тех иногородних вузов, которые готовят юристов и экономистов, зеленый свет - учебным заведениям по обучению так называемым «производящим специальностям», в первую очередь это пищевая и перерабатывающая промышленность, и, конечно, специалисты сельского хозяйства.

Пока сами вузы пытаются решить проблему трудоустройства своих выпускников, самостоятельно изучая рынок труда, соответствие спроса и предложения. Заключается трехсторонний договор между неким предприятием, выпускником и вузом, который предполагает конкретное место работы для молодого специалиста. Если будущий работодатель пожелает, студент будет посещать дополнительные курсы. В случае невыполнения предприятием договора оно обязано «производить финансовые отчисления в фонд занятости в размере средней заработной платы работника данной категории за год». Фантастика? К сожалению, далеко не всегда. Часть подобных договоров оказывается фиктивными. Не секрет, что вуз иногда вынуждает студента заключать этот фиктивный договор.

Автор приводит такие данные: в Кубанском университете в 1999 году выпущено 962 специалиста дневной бюджетной формы обучения, из которых 308 получили направления на работу. Остальные? В лучшем случае воспользовались «связями» родственников и друзей или устроились на работу, далекую от полученной профессии, а в худшем - пополнили армию безработных дипломированных специалистов.

Однако, зачастую причины успеха или неуспеха в жизни выпускников вузов кроются в их школьной судьбе. Где педагоги выставляли оценки типа «Старается», «небрежен». Н. Виноградова убеждена, что если в обществе рассуждают о гуманизации образования, об учете особенностей ребенка, то неизбежно приходят к выводу, что нужно изменить контролирующую оценивающую деятельность, так как она по сути своей авторитарна. Все подходы к контролирующей, оценивающей деятельности в начальной школе построены на том, что ученик в ней не участвует. Более того, ребенок контроля боится! А по логике он должен хотеть проверить, что у него так, а что не так.

Педагоги проверяют то, что ребенок не знает, - вот в чем дело! Они не говорят, что он знает, то есть сам подход к оценке личностно для ребенка не значим Его все время, как щенка, носом тыкают, «не выучил», «не знаешь», «не думал»... Ребенок сам себя оценить не может. Да он и не имеет права себя оценивать. Ему говорят: «Проверь и исправь ошибку...» И за найденную им же ошибку его наказывают! К тому же за два исправления отметка снижается на балл. Ребенка похвалить нужно - он нашел и исправил ошибку, то есть сам себя проконтролировал. И дети начинают приспосабливаться - перестают искать ошибки, им это не нужно.

Поэтому, по мнению автора, педагоги и должны научить ребенка сравнивать свою работу с образцом, эталоном. Передовые учителя уже давно пользуются таким методом - не исправляют ошибку, а подчеркивают слово или строчку, где она сделана. То есть работа над ошибками заключается не в простом переписывании слов, а собственно в исправлении.

Ребенок должен иметь право выбрать работу в соответствии со своими возможностями. Обычно у нас всего два варианта контрольных работ, а ведь можно сделать по уровням - эта на «три», эта - на «четыре»... Выбери, а учитель поможет. Вот и будет формироваться адекватная самооценка. Учителя должны идти от минимального удовлетворительного уровня. Тройка должна рассматриваться не как посредственная отметка, близкая к «плохо». Это минимальное удовлетворительное требование, исходная точка отсчета. С тебя требуют это, но ты можешь и больше! У ребенка появляется мотивация деятельности.

Надо приучать ребенка к отметке со второго класса. Иначе как он будет учиться в среднем звене? Но ребенок должен знать, что определяет отметка, что за ней стоит. Дети не знают норму отметок. Тем более что учителя ставят их за все: грязь, забытую тетрадь... Именно поэтому автор предлагает разделить отметки. Сделать отметку за содержание работы, результат деятельности (диктанты, контрольные работы и т.д.) и ввести еще одну отметку - за общее впечатление от работы: «старается», «небрежен»... Ставить их дробью. В журнал отметка за общее впечатление не ставится. Она для ученика. А пресловутая усредненная отметка исчезает.

Но если бы только отметка несла учащимся различные нервные стрессы, приводящие к разрушению здоровья. В выходе из этой неблагоприятной ситуации возможны различные пути. В том числе и тот, к которому призывает психотерапевт В. Завьялов «Доверьтесь музыке. Шум моря вылечит душу».

Сейчас, когда большинство учащихся находится под экстремальным воздействием окружающей среды, музыкальная терапия, по мнению автора, дает передышку, возможность прожить некоторое время не в стрессовой, а в иной ситуации с помощью искусства. Вот несколько советов.

Отделите цель музыко-терапии (например, уменьшение боли, страха, напряжения) от процесса разрядки и развития музыкального переживания, доверьтесь музыке и реакциям организма на ее воздействие. Позвольте вниманию перераспределиться, а вашему бессознательному - свободно делать выбор. Пассивно регистрируйте происходящее - вы не знаете, что искать в себе. Не давайте оценок происходящему, когда организм сам выбирает путь разрядки. Не противьтесь бессознательно возникающим образам. Позвольте случиться всему, что может случиться: музыка вносит в вашу жизнь изменения. Отстранитесь от собственного «Я» - сможете увидеть невидимую ранее сторону вашей внутренней жизни. Доверьтесь творческой воле.

Но самостоятельные эксперименты над психикой не так уж и невинны, например, погружение в мир мелодии и образов группы «Агата Кристи» привело девочку к суицидальным предпосылкам: она стала мечтать о смерти. Опасно оставлять человека одного в состоянии медитации. Для многих почитателей Рериха это стало болезненным увлечением. С тяжелыми психозами они попадают в психиатрическое отделение.

Скрытая депрессия, которую относят к психосоматическим заболеваниям, также является результатом хронических психоэмоциональных напряжений, стресса в целом. А с детской агрессией, по убеждению автора, «бороться» (и вообще «бороться» с ребенком!) не надо - следует развивать его личность. И личность педагога.

Первое сентября

Так или иначе, с музыкальной терапией или без нее, надо учиться более позитивно относиться к принятию решений. В общем, как призывает психолог И. Лобанова «Примите решение – и вперед!». Автора отличает нестандартный подход к трактовке природы невротических страхов. По ее мнению дурная репутация страха тянется к нам из детства. Из самых лучших побуждений родители и учителя использовали наш естественный страх как способ контроля. Для обеспечения нашей безопасности и своего спокойствия они учили нас бояться всего нового и неизвестного. Наш страх был спасительной оградой от неприятностей. Мы были не так самостоятельны, зато живы и здоровы.

Страх неудачи... Существует такое понятие, как «зона комфорта». Это сфера деятельности, которую мы выполняем легко и привычно, чувствуя себя в ней очень уютно. Начиная что-то новое, нам приходится выходить за пределы привычного существования. Здесь-то и начинаются волнения. Появляется страх. И вместо того чтобы удвоить внимание и продолжать добиваться намеченной цели, мы начинаем искать способ избавления от беспокоящей эмоции. Прячемся в «зоне».

У «зоны комфорта» есть один существенный недостаток. Если не расширять ее границы, окажешься в тупике. Начнешь оправдывать свое нежелание действовать банальностью: у меня все равно ничего не получится. А как узнать, получится или нет, если ничего не делать?

Мы прячем свое безволие за фразой «еще есть время». Но в большинстве случаев эти слова означают лишь нашу нерешительность. Страх требует действия. Примите решение - и вперед! Есть цель - будет и результат.

Помните: ваши тревоги и беспокойства - всего лишь состояние вашего сознания. Вы способны с ними справиться. А о возможных неудачах не стоит и заговаривать.

Разумеется, природа страхов, нерешительности различна. Но зачастую нас охватывает смятение и в самых простых ситуациях. Например, что делать, если «На свой день рождения ребенок пригласил чуть ли не весь класс»?

Конечно, хлопотное это дело - встречать гостей, которые сидят тихо и стесняются только первые полчаса, а потом в любой обстановке чувствуют себя как дома: скачут, хватают все, что привлекает их внимание даже на вашем письменном столе. Но, позвольте, вовсе не приглашать в дом детей тоже не выход.

Обычно первое, что приходит в голову: где деньги взять? А подобные раздумья еще никому ничего толкового не подсказывали. Верьте детям: не в деньгах дело. Можно на худой конец сварить много вкусного компота, накупить воздушной кукурузы с мороженым... Начните фантазировать, придумывайте праздник - и страх сам пройдет. Перед тем как в дом придут гости, у вас с ребенком будет бесконечное множество поводов разругаться в пух и прах. Пожалуйста, сдержитесь, не дайте раздражению и усталости выйти наружу, не надо портить ребенку праздник.

Ребенок будет всеми силами скрывать, но вы все равно ненароком заметите, к кому он неравнодушен. Будьте осторожны, с информацией подобного рода следует обращаться аккуратно. Просто примите это к сведению и дождитесь момента, когда он сам захочет поделиться с вами своими переживаниями.

Отныне вы лично знакомы с одноклассниками своего ребенка и потому, встретив кого-нибудь из них на улице, здоровайтесь и беседуйте как с собственными друзьями.

Комсомольская правда

Но все это житейские истории. А в январе, как известно, в гости в Москву на Всероссийское совещание были приглашены более 5 тысяч педагогов. Подчеркнем, что оценка результатов Совещания в большинстве изданий сдержанно негативная. В целом складывается ощущение, что «Вовочка» надежды учителей не оправдал». Понятно, этот заголовок А. Милкуса подразумевает и.о. президента. Какие же общие выводы? В школах зарплату не прибавят, но 12-летку введут.

Прогуливаясь мимо стендов, где были выставлены яркие игровые комнаты, роскошное оборудование для физических и химических кабинетов, классы информатики, большинство педагогов только мечтали. Выложить 5 тысяч долларов за оборудование под силу только особым, элитным гимназиям, в селе не хватает даже мела. Зато в книжные киоски давились - издательства без наценок распродавали учебную литературу, которую и днем с огнем не сыщешь в глубинке. Проблема финансирования образования была главной в курилках, в фойе и за обеденным столом в отличие от зала, где заранее записанные «обсуждатели» произносили правильные слова о доктринах, концепциях, законах и прочих координационных советах. Как ее решить? Совещание одобрило новую идею - школы теперь вместе должны соучреждать муниципальная власть и власть федеральная.

Еще одной темой, вокруг которой сломали много копий, была двенадцатилетка. Содержание общего образования не пересматривалось последние 30 лет. За эти годы к уже существовавшим предметам прибавилось почти столько же. В результате подростки над учебниками должны корпеть столько же, сколько рабочий у станка - по 40 - 50 часов в неделю. Вот и получается - только 15 % выпускников нашей школы здоровы. Почти половина «награждены» всякими хроническими болезнями.

Чиновники из Министерства образования и РАО уверяли на совещании: двенадцатилетка - один из способов разрешить эти проблемы.

В лучшем случае двенадцатилетняя система обучения будет введена только в 2003 - 2004 годах. В августе 2000-го окончательно обсудят ее концепцию. Затем несколько месяцев уйдет на разработку новой программы. Еще два года - на написание новых учебников. Но и через три года 12-летка будет вводиться только в экспериментальных школах. По крайней мере, так обещает министр образования.

Однако и тогда 12-летнее образование не будет обязательным. Обязательной станет 10-летка. Следующие два класса - только для тех, кто хочет углубить свои знания по определенным предметам и подготовиться к поступлению в вуз.

Здоровье

К сожалению, что там не говори, а трудно верится, что новая структура школы будет способна улучшить здоровье учащихся. Вот, например, резонный вопрос: «Компьютер мой – враг мой»? Врач М. Степанова предупреждает, что ребенку 12 лет можно сидеть за машиной примерно по часу в день, делая перерывы через каждые 20 минут. К концу школы общее время возрастет до 2 часов в день.

Работа на компьютере более напряженная, чем чтение книги. Многочисленные данные свидетельствуют, что у 90% пользователей со временем начинаются жалобы на самочувствие: боли в спине, резь и покраснение глаз. Длительное общение с компьютером способствует прогрессированию близорукости.

Проведенные исследования показали, что часовое занятие в компьютерном классе по сравнению с обычным уроком в полтора раза быстрее развивает общее утомление у ребенка и в 4 раза (!) повышает зрительную утомляемость. Эти цифры увеличиваются вдвое, если речь идет о скоростных играх - всевозможных «коридорах» со стрельбой и погонями. Они навязывают определенный темп, не давая ребенку ни на секунду оторваться от экрана.

Существует и проблема электромагнитного излучения в основном из-за неграмотно выполненной проводки и слишком маленького размера помещения. Автор выяснила, что в компьютерных классах уровень излучения может превышать предельно допустимый от 2 до 25 раз!

Поэтому обучение компьютерной грамотности нужно начинать с усвоения ребенком гигиенических норм, о которых мы говорили. Сюда входит и правильная организация рабочего места. Сиденье должно быть подобрано по росту - лучше, если это будет кресло с жесткой спинкой и подлокотниками. Расстояние от экрана монитора до глаз - не менее 50 см. При этом экран должен располагаться на уровне глаз или чуть ниже. Заниматься нужно при верхнем или настольном свете. Экран монитора должен быть повернут от окна, также следует исключить блики (от ламп и стоящих напротив застекленных полок, зеркал). Наконец, после работы на компьютере комната должна быть обязательно проветрена.

Семья

Впрочем, не только неправильная работа с компьютером несет опасность для детского здоровья, существуют и различные школьные неврозы. Среди них «Самый опасный страх». А. Реутова далеко не так оптимистично, как ранее представленный автор относится к проблеме детских страхов. Тем более что в школьном возрасте на смену одним страхам приходят другие?

Появляются их новые причины, скажем, для учеников начальных классов типичен страх плохой оценки. Позднее к нему может прибавиться страх перед кем-либо из учителей. И одновременно - боязнь родительского наказания за плохую учебу. Однако «новыми» могут казаться прежние, но трансформированные страхи. Так, страх одиночества перерастает в боязнь смерти родителей. Вообще же семейные отношения в это время принимают для ребенка особое значение. И потому, что теперь между ним - учеником - и родителями появляются новые, ответственные отношения. И потому, что в разновозрастной школьной среде на него обрушивается лавина новых знаний. И - страхов. Более половины детей боятся развода родителей. Неустойчивые семьи? Нет - по большей части - благополучные. Просто дети узнали о том, что существуют разводы, и новое знание оказалось катастрофичным. Они узнали, что, казалось бы, незыблемый мир в любой момент может разрушиться. Естественно, ребенок начинает бояться любой ссоры родителей, даже их разговора на повышенных тонах. Он впадает в панику и может дойти до истерики. Причина, которой родители понять не в состоянии, потому что для них такие беглые и неглубокие конфликты давно уже в порядке вещей.

В старших возрастах конкретные страхи часто сменяются общим состоянием повышенного беспокойства, мы называем его тревожностью. Тревожность - общая возрастная характеристика подростков, следствие ломки характера в критическом возрасте. Она выражается в повышенной мнительности, то есть не боязни чего-то конкретного, а в непрерывном и напряженном ожидании опасности. Предмет страха здесь может меняться часто и резко, подросток боится заболеть смертельно, то оказаться униженным, то остаться на всю жизнь маленьким и некрасивым. В этом возрасте все страхи принимают, чуть ли не глобальный характер. Впрочем, со временем они вполне благополучно проходят.

Аргументы и факты

Несомненно, что корень многих школьных неприятностей, в том числе и страхов, лежит в семейной жизни, и здесь все важно, в том числе у ребенка ранний или «Поздний папа». Н. Чичерина разоблачает миф, что будущие папы старшего возраста чаще хотят мальчиков, оказывается -50 на 50. Считается, что дочек растить проще - их надо просто любить и лелеять. Это для мужчины легче всего!

Так уж устроены люди, а особенно мужчины, что стать психологически независимыми от своих собственных родителей они могут, только самоутвердившись в жизни. Тогда мужчина может быть самостоятельным и в своих отцовских проявлениях. «Ранние» дети - это «бабушкины» дети. Молодые родители, даже если живут отдельно, сами еще находятся под влиянием стереотипов родительского поведения. Поэтому двадцатилетние отцы своего ребенка во многом воспринимают главным образом как «товарища для игр».

Во все времена и в любом возрасте для мужчины ребенок - это высший пилотаж самоутверждения: он может иметь детей (физически!) и их обеспечивать (материально!). Это женщины говорят: «Жить для ребенка», а для мужчины важно, что он может ребенка обеспечивать.

Но социальный статус может быть лишь дополнительным подарком для самолюбия. Главная проблема сегодняшних пап любого возраста (но особенно старшего) в том, что на них давит стереотип «мужчина - это в первую очередь добытчик». Соответствовать этому утверждению большинству невозможно. Но стереотипы живучи, и мужчины от них страдают, поэтому и ребенка они воспринимают как дополнительный стресс. Если женщины не избавят мужчин от этого давления, у наших детей никогда не будет хороших отцов – уверенных в себе и с чувством собственного достоинства.

Кто в детстве не мечтал о собаке, черепахе или говорящем попугайчике. Любовь ко всему живому – замечательное человеческое чувство. Приятно видеть, когда в живом уголке ухаживают за питомцами взрослые и дети, соединяясь душой в доброте и человечности.

Но давайте поразмышляем над таким, к сожалению, реальным случаем.

К дверям одной элитной школы прибился щенок. Он практически жил там, получая ласку и подачки съестного от сердобольной детворы. Директора это стало раздражать: не место дворняжке у престижного порога. И вот отдан приказ – избавиться. Охранник как сумел, исполнил поручение: швырнул несчастного с крутой лестницы и на глазах у учеников животное насмерть разбилось.

Мне вспомнилось, как В. Сухомлинский устроил теплый приют для собак, ожидавших в зимнюю стужу с занятий своих верных друзей – ребят. Но… это не Павлыш...

Вскоре после трагедии в туалете на стене появился большой фашистский знак. Деликатно молчавшие до этого учителя сразу решили – месть за щенка.

Вынесет ли педагогический коллектив и директор урок из случившегося – не знаю. А вот дети не забудут никогда!

Учителя потеряли в их глазах право говорить о добре, человечности, нравственности. Один маленький, бездомный, беззащитный щенок научил их гораздо больше.

Задумайтесь, это не просто слова, это жизнь.
Мы в ответе за тех, кого воспитываем!


10 февраля 2000 г.

Михаил Богуславский,

К содержанию Архива

Хостинг от uCoz