К содержанию Архива

arx_ris.gif (1360 bytes)Архив

Речъ

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

|

Богуславский М.

Педагогический пульс прессы 
2000-3
(Обзор Российских газет)

 

*  Тревожные данные переписи российских подростков.
*  Кто грабит студентов?
*  Искусство правильно накормить ребенка.
*  Как научиться торопиться не спеша?
*  Эпоха перемен в образовании продолжается. Поможет ли это будущим поколениям школьников?
*  Может ли настоящая женщина воспитать настоящего мужчину?
*  Опасная соска или как уберечь ребенка.
*  Любовь к детям - уголовно наказуемое деяние.
*  Детская душа в рисунке – соблюдаем ли мы Права ребенка?

Учительская газета

Наше время приучает всех все считать. Вот и по отношению к подрастающему поколению брошен призыв “По порядку рассчитайсь!”. А. Сергеев приводит некоторые сведения из начавшейся переписи учеников младшего и среднего возраста. Хотя официальная статистика считает, что в России не более 200 тыс. беспризорников специалисты-практики из МВД, Генеральной прокуратуры РФ; Минздрава России, Министерства образования в голос твердят, что “детей подземелья”, “детей подвалов и подворотен” не менее двух миллионов.

Рост беспризорщины и без того обостряет сложнейшую демографическую ситуацию в стране. Самая свежая цифра - к 2009 году при поступлении в высшие учебные заведения России не будет ни малейшего конкурса. Желающих поступить в технические университеты будет ровно столько, сколько эти университеты смогут обучить. С одной стороны, неплохо. Родители абитуриентов-2009 и последующих годов могут спать спокойно и не откладывать деньги на обучение детей. С другой – может резко снизиться интеллектуальный уровень студентов.

Уже в этом году почти половины учеников недосчиталась начальная школа России - женщины, чье материнство выпало на первые годы горе - реформ, или передумали, или побоялись стать матерями. Кто-то отложил беременность “до лучших времен”, кто-то вовсе поставил на мечте о материнстве крест...

На этом тревожном демографическом фоне выросла беспризорщина. Вдвое увеличилось число инфекционных заболеваний среди детей и подростков. Ожили брюшной тиф, гепатит, чесотка, стригущий лишай... Свирепствует туберкулез - дети-бомжи дадут здесь фору даже взрослым нищим. Усилилась (как говорят специалисты) “ранняя алкоголизация подростков”.

И для наркомании беспризорщина - желанная жертва. Каждый четвертый “ребенок подземелья” уже сидит на игле.

Примерно половина правонарушений совершается беспризорными подростками. Ежегодно они дают пять-семь процентов прироста преступлений. Уже сейчас эта армия вовсю работает в “теневой экономике”. Возродились и появились вновь чисто криминальные “профессии” малолеток: “форточники”, “карманники”, “наводчики”, “наркокурьеры”, “сутенеры”, “притоносодержатели”, “путаны в бантиках”... И даже несовершеннолетние аферисты, угонщики автотранспорта...

Порок в России молодеет... Перепись школьников лишь зафиксирует и прокомментирует это. Но вот исправит ли, - задается сакраментальным вопросом автор.

Впрочем, современному студенчеству живется тяжело не только из-за высоких конкурсов при поступлении. Прокуратура Приморья провела тотальную проверку всех вузов края. Ее итоги представленные в материале Л. Глыбиной “Не обижу мать родную…” неутешительны: вузы обложили студентов настоящей данью. Услуги, ранее относящиеся к разряду бесплатных, ныне имеют твердую цену, причем нередко в валюте. Больше всего нареканий вызвал Дальневосточный государственный университет.

Уже при поступлении абитуриентам приходится раскошеливаться. За пакет документов, предоставляемых приемной комиссией, взимается сумма в размере 50% минимальной заработной платы. На вступительных экзаменах прошлым летом за тестирование платили по 150 рублей с брата. Помимо этого, любой соискатель студенческого билета был обязан за каждый экзамен выложить из родительского кошелька еще по 200 целковых. В Дальнереченском филиале Технического университета пошли еще дальше и стали брать с каждого иногороднего студента по 200 рублей за возможность сдать экзамены. И это при том, что многие филиалы владивостокских вузов не имеют лицензий на обучение студентов по отдельным специальностям!

Но, как говорится, лиха беда - начало. Аппетиты чиновников от образования разыгрались настолько, что платить в подведомственной им системе приходится ныне за каждый шаг. Взять, к примеру, библиотеки. Как выяснилось, студенческого билета в качестве гарантированного пропуска туда уже недостаточно. Учась на первом и втором курсе, ребята вынуждены ежегодно платить так называемый спонсорский взнос в размере 250 рублей. При библиотеке создана специальная коммерческая секция с утвержденным прейскурантом платных услуг.

Отдельный разговор об общежитиях. Если следовать букве закона размер платы за проживание не должен превышать 5% от среднего размера стипендии. Но это правило на деле не соблюдается ни в одном вузе края. Реально за проживание в самом “крутом” здании, где в каждой комнате есть свой санузел, приходится ежемесячно выкладывать по 180 рублей. Две другие “общаги”, уровнем пониже, с удобствами в конце коридора, обходятся в среднем в 70 рублей. Студенты, понятное дело, не ропщут. Была бы крыша над головой, а то и ее можно лишиться. Между тем изгнание из общежития как способ давления на учащихся - мера достаточно популярная, хотя и незаконная.

Нарушается и порядок, согласно которому количество студентов обучающихмя за плату не должно составлять больше 25 % бюджетников. В Университете, например, обучается 1729 “платников” и всего 781 “бюджетник”. По специальности “экономика” процент студентов, обучающихся по договорам, составляет 54,5%, менеджмент - 81,7%, юриспруденция -74%, государственное и муниципальное управление - 60%. В итоге попасть на престижные факультеты мальчикам и девочкам “с улицы” практически нереально.

К сожалению, думается, такие показатели характерны не только для высшей школы Владивостока. А значит, их надо учитывать как будущим абитуриентам, так и их родителям.

Первое сентября

Однако для многих отцов и матерей пока проблемы поступления в вуз еще далекое будущее. В их семьях бушует “Война полезного с любимым”. А. Солтер дает советы родителям как прекратить бороться с гастрономическими пристрастиями своих детей и научиться доверять их интуиции.

Заставлять ребенка есть то, что родителям кажется полезным, очень опасно, прежде всего, потому, что в результате подобного диктата у детей начисто пропадает то интуитивное чувство, которое раньше подсказывало им, что полезно, а что вредно. И наступает настоящая неразбериха, когда они не могут сказать наверняка, чего им хочется. Многие уже в подростковом возрасте не чувствуют голода и едят только потому, что настало время завтрака, обеда, ужина. Это приводит к печальным последствиям: каждый пятый тинейджер в Америке страдает избыточным весом.

Лучше всего вообще не комментировать и тем более не критиковать, что и сколько ребенок ест, - ничего, кроме ссор за столом, это не принесет. Упрашивать ребенка съесть что-нибудь, поощрять за съеденное с неохотой блюдо тоже не следует. Во всем, что касается еды, нужно суметь обойтись и без кнута, и без пряника.

Оказывается, это совсем нетрудно: достаточно всего лишь постепенно разнообразить ту еду, которой ребенок отдал предпочтение.

Очень многие дети от двух до восьми лет едят гораздо хуже, чем того хочется их родителям, что, впрочем, вовсе не так ужасно, как кажется. Плохой якобы аппетит объясняется тем, что в этот период ребенок не так активно растет и прибавляет в весе, как до этого возраста и как будет после восьми лет. А наблюдения и исследования показали, что те дети, которым не мешали есть то, что им самим хочется, из всех продуктов интуитивно выбирали наиболее полезные и качественные. И то, что напуганным родителям кажется произвольным набором или откровенной сухомяткой, на деле оказывается сбалансированным по всем правилам питанием.

Практика показывает, что как только родители перестают ссориться с детьми из-за еды и начинают им доверять, то дети постепенно начинают есть многое из того, что еще недавно даже под страхом наказания отказывались брать в рот.

Но даже, когда питание детей хорошо продумано, среди них попадаются такие медлительные существа, которые могут завтракать на протяжении нескольких часов. Впрочем, это касается и всех других дел. В данной связи могут быть полезны советы психологов “Что делать, если ваш ребенок копуша”.

Точно известно, что причин тому несколько - от самых банальных, до неочевидных. Лишь в подростковом возрасте детям становится понятна мера времени, а до того многим вообще невдомек, что значит успевать и не опаздывать. А еще дети бывают, нерасторопны потому, что это их единственная возможность выразить свой протест авторитарным родителям. Когда взрослые жестко контролируют ребенка, ему ничего не остается, кроме пассивного ничегонеделанья.

Для многих детей медлительность и вовсе спасительна: она помогает им адаптироваться к стрессовой ситуации, когда, к примеру, предстоит расстаться с вами и встретить строгую учительницу. А это значит, что обижаться или ссориться с детьми по причине их долгих сборов нет смысла: ищите причину, и следствие исчезнет само собой.

На всякий случай спросите его самого, что он думает по поводу ваших долгих утренних сборов. Может быть, он лучше вас понимает, что происходит, и даже старается побороть свою вредную привычку, да только пока ничего с собой поделать не может. Это ведь совсем другое дело, чем, если не знает, не пробовал, не хочет.

Ссорятся и нервничают по утрам те взрослые и дети, которые поленились вечером привести все в порядок. Обычно то, на что вечером уходит не больше пяти минут, утром отнимает уйму времени. Начните с себя. Перестаньте торопиться. Делайте все обстоятельно, спокойно, играючи: ведь главное - хорошее настроение, потому что только оно способно сделать детей расторопнее и покладистее.

Комсомольская правда

Но все эти проблемы начинают казаться относительно безобидными по сравнению с ситуацией, когда уже нередким становится “13-летний сутенер”. В. Колесник пообщавшись с одним из таких, что продают мальчиков состоятельным клиентам, решил вплотную заинтересоваться вопросом: что это за взрослые, которые так общаются с малолетними?

Педофилия (сексуальное влечение к детям), согласно главе 5-й международной классификации болезней, до сих пор считается разновидностью психического расстройства. Врачи полагают, что педофилы появляются в результате различных сбоев в сексуальном развитии мужчин. В принципе это излечимо. Другое дело, что для этого в нашей стране нет необходимых условий. Да и преследовать педофилов по закону тоже, оказывается, весьма непросто.

Вот почему Москва стала излюбленным местом педофилов. Этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, в столицу стекаются со всей страны обездоленные дети, которым, в сущности, все равно, чем зарабатывать на жизнь. Во-вторых, полная законодательная неразбериха в этом вопросе. При желании любой извращенец, не совершающий насилия над ребенком, может легко уйти от наказания.

Ребенок или подросток, вовлекаемые в сексуальные отношения, в сущности, лишены выбора: они не осознают характера этих действий и не способны на осознанный выбор. Нередко, оправдываясь, педофилы говорят о том, что они в действительности делают благо, поскольку содержат бездомных детей. Однако хорошо известно, что ранняя половая жизнь часто разрушает психологический мир ребенка.

Труд – 7

Но хватит о грустном. В. Абраменкова возвращает нас к милым детским занятиям: “Нарисую дом и сад, маму, папу и ребят”. Автор предлагает задуматься над тем, о чем говорят бесхитростные детские рисунки.

Увы, во многих рисунках детей на тему “Моя семья” отчетливо просматривается тревожная тенденция: детское одиночество. Столь ярко выраженная в раннем нежном возрасте ориентация на семью заметно снижается. Тщательно прорисованные мебельные стенки, ковры, телевизоры, компьютеры и прочие признаки материального благополучия (даже вымышленного!) занимают все пространство листа, и зачастую места для членов семьи (даже для мамы) вообще не остается. Иногда на картинке - один-единственный персонаж - сам юный художник. Налицо явное отчуждение от близких людей.

Эти бесхитростные детские рисунки нельзя воспринимать иначе, как сигнал “SOS”, который подают нам маленькие человечки, страдающие от одиночества в окружении даже любящих близких людей.

Исключение составляют дети из неблагополучных семей. На фоне такой горе - семьи школа, несмотря на ее традиционные сложности для ребенка, оказывается для него предпочтительнее, чем родной дом (в школе плохо, а дома и того хуже!) Кроме того, тут многое зависит от личности учителя.

С самого раннего детства в жизни ребенка определяются наиболее влиятельные, или, как их называют психологи, референтные лица из его окружения. Им он доверяет, их слушается и в известном смысле подчиняется их воле. У малышей, как правило, наиболее распространенной референтной группой являются родители, семья, и это наглядно отражено в их рисунках. В центре композиции “Моя семья” почти всегда мама - ее фигура часто прорисована особенно крупно и старательно. Рядом, как правило, близко друг к другу располагаются фигурки остальных членов семьи. Такое тесное пространственное расположение фигур - показатель эмоциональной близости в семье, к которой нередко причисляются и кошки, собаки, птицы.

Дальше этот круг будет расширяться - ребенок пойдет в детский сад, и на рисунках появятся воспитательница, дети из группы. Всех их ребенок, так или иначе, изображает на своих рисунках. Глядя на эти рисунки, мы как бы заглядываем в душу ребенка.

“Вы как в воду глядели”, - говорил мне один мальчишка после зимних каникул. Да, прощаясь под Новый год, я как-то обронил: “Встретимся мы с вами в 3 четверти уже в другое время, в другой стране”.

И вот заканчиваются весенние каникулы. В какой стране мы окажемся на сей раз?

Принято считать, что школа, как и армия – это маленькая модель государства…

Обидно слышать о “таксе” за поступление в первый класс престижной школы, за экзамен в “бесплатном” экстернате и пр. Говорят, что даже честные директора школ ничего не могут с этим сделать: все знают и говорят открыто, но “свидетелей” найти трудно. А как не вяжется благородная профессия учителя с беспринципностью и алчностью. Но, увы, увы…

Школа это всего лишь модель нашего государства.

Немало есть куда более важных людей, которым принципиальность и бескорыстие тоже не помешали бы.

И, говоря откровенно, уже давно хочется проснуться в другой России… вспомнить лучшее в себе и проститься с плохим, пусть даже удобным и выгодным.

Может быть, попробуем это сделать с 4 четверти! Как вы думаете, получится?

Семейный совет

И все же женская забота так необходима ребенку, ведь кругом столько опасностей. И нередка ситуация, о которой поведала В. Терехина: “Наша мама горько плачет, полизала Маша мячик”.

Как выяснилось, еще в 1997 году Агентство по охране окружающей среды Дании забило тревогу. Исследования показали: детские зубные кольца (те, что дают погрызть малышам, когда у них режутся зубки), сделанные из поливипнлхлорида, выделяют ядовитые вещества. Продажа злополучных колечек немедленно была прекращена.

А в конце 1999 года Евросоюз полностью запретил производство некоторых видов таких игрушек - в частности, “пищалок”, колец, “пустышек”.

Детки, как известно, все любят попробовать “на зуб”. Чтобы сделать игрушки более удобными для жевания и более пластичными (а то дитя откусит пальчик у пупсика и, чего доброго, проглотит) добавляют специальные препараты. В результате со слюной в организм ребенка попадает химия.

Лабораторные исследования, которые проводились в западных странах, показали: накапливаясь в организме, они могут вызвать тяжелые хронические заболевания печени и почек, расстройства иммунной системы, бесплодие, рак.

Можно порадоваться за европейцев, которые пекутся о будущем своих детей. А что у нас?

При моделировании процесса жевания из всех пластмассовых детских вещей, особенно китайского производства, выделялись вредные вещества. Причем рекордсменом в этом плане оказались на первый взгляд безобидные шарики.

Семья

Однако, в реальной жизни обучение тесно переплетено с воспитанием. Вот и задается А. Букин вопросом “Как вырастить мужчину?”.

По мнению специалистов-психологов, именно из-за своих естественных, природой заданных особенностей женщина не в состоянии дать сыну необходимое воспитание. То есть сама по себе она не может вырастить в ребенке мужественность. Не по причине какой-то особой “женской ущербности”. Просто женщина не может не укутывать ребенка в свою заботу, не может не оберегать его от реальных и мнимых опасностей. Таково ее естество. Речь не идет о неполных семьях, где отсутствует мужское начало и где у мальчика нет необходимого образца.

Даже в обычной, полной семье мальчик имеет мало шансов вырасти в настоящего мужчину. Собственно, тут и запрятан корень проблемы. Дело в том, что женщина несет на себе львиную долю семейных забот, ей приходится нести особую ответственность, и потому на вопрос “Кто хозяин в доме?” многие женщины смело отвечают: “Я”. Женщины закономерно лидерствуют во многих семьях. А дети, вот они, всегда рядом, они все видят и слышат. Но с точки зрения педагогики, то, что происходит в семье, лишь половина проблемы.

В обществе вообще так сложилось, что мальчиков в ходе взросления окружают главным образом женщины. Первые год-два, понятно, ребенок при маме. Но дальше: детский сад - воспитательницы, школа - учительницы. У женщин и вкусы, и жизненные интересы, и даже стиль общения отличны от мужских. Мальчик вырастает в женской среде. А ученые установили: гормональные пропорции формируются во многом как раз под влиянием ближайшего окружения. Что сказывается даже на наследственности. Что уж тут говорить о характерах! А неумеренная - естественная - материнская забота формирует в мальчиках безвольный характер, и они вырастают в простых понятиях безответственности. Это не только наше заблуждение, во всем мире женщины держат лидерство в воспитании детей.

Мир новостей

И все же большинство проблем у детей связаны с обученим. Тем интереснее познакомится с суждениями руководителя Московского комитета образования Л. Кезиной “О школе XXI века”. Выделим наиболее значимые из них.

Оказывается, стоимость перехода на новую систему обучения пока не подсчитана, но, по оценкам экономистов, это привлечет незначительные финансовые вливания. В связи с неблагоприятной демографической обстановкой в России резко сократилось количество учеников. И если сегодня в школах России обучается 21 миллион юных сограждан, то к 2004 году будет всего 14 миллионов.

В Правительство России будут внесены предложения, связанные с принятием на государственном уровне вопроса о переходе на 12-летний цикл обучения. Тогда же должны быть даны и указания Министерству обороны, по которым оно должно будет пересмотреть сроки призыва в армию.

Как сказал Л. Кезиной министр образования, ни в Москве, ни по всей России отдельного предмета по военной подготовке не будет. Сегодня в школах есть предмет “Основы безопасности жизнедеятельности”. В его рамках ученики приобретают навыки поведения в чрезвычайных ситуациях. Там же есть раздел, где даются элементарные представления о нашей армии. Но никто не воспрещает изучения военной подготовка на базе факультатива. Вообще автор сторонница проведения любых внешкольных мероприятий, воспитывающих у молодежи чувство патриотизма. И в прошлом году в Москве даже создали Центр гражданского и военно-патриотического воспитания.

Созданный при Министерстве образования центр тестирования, ни с кем не согласовав, объявил о проведении в школах Москвы централизованного тестирования, А итоги его якобы будут зачтены как выпускные экзамены в школах и как вступительные в вузах. Причем тестирование предполагалось провести на платной основе. Как только узнали об этом, Комитет образования известил все столичные школы о неправомерности действий центра тестирования. Оно возможно только тогда, когда его результаты будут признаваться всеми вузами России. А этого пока нет. Что касается Комитета, то он против засчитывания результатов в качестве выпускных школьных экзаменов.


2 апреля 2000 г.

Михаил Богуславский,

К содержанию Архива

Хостинг от uCoz