К оглавлению

Речъ

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

|

Богуславский М.

Педагогический пульс прессы 
2000 - 4
(Обзор Российских газет)


*  С диагнозом «дефицит сочувствия» в школе работать нельзя!
*  Как понять проблемного ребенка?
*  Мы готовы праздновать День Дурака много раз в году.
*  Сложности адаптации выпускников во взрослой жизни.
*  А если это любовь?..
*  Двенадцать зим, двенадцать весен… или куда летят школьные годы.
*  «Яблочко от яблоньки…» Найден корень гениальности.
*  Зацелованное чадо – хорошо это или плохо?
*  Как стать Мери Попинс своему ребенку?
*  «Должна быть в женщине какая-то загадка…». Голая правда про маму.

Учительская газета

Что бы ни говорили и ни писали об отношениях педагогов и учащихся, но главное – это преобладание в них таких качеств, как «Эмпатия и симпатия». П. Разинов, размышляя над проблемами работы школьных психологов, пришел к выводу, что одна из них - общение с учителями, которые не всегда принимают позицию психолога. Как показали опыт и исследования, у многих педагогов отсутствует эмпатия, то есть понимание чувств другого человека, в данном случае - ученика. Это ведет к тому, что и у школьника не развивается коммуникативный и познавательный опыт, есть только ориентация на стандарт. Общение идет по раз и навсегда заданной схеме.

Необходимо разумное использование тестовой диагностики. Проводится она, чтобы понять, как надо работать с ребенком, какими методами развивать его творческие возможности. Но на деле тестовое диагностирование используется, чтобы сформировать классы примерно так: в «А» учатся только сильные ребята, в «Б» - послабее, в «В» - слабые и так далее. Такое деление с точки зрения педагогики и практической психологии в корне неверно. Есть специальные школы, где обучают очень одаренных детей или больных, ослабленных. В остальных деление на слабых и сильных недопустимо. Тест дает лишь исходную картину психологического состояния ребенка. В соответствии с международными нормами тестирование должно проводиться лишь с согласия детей или их родителей.

Во многих школах, по мнению автора, вообще непонятно, какую роль играет психолог. Более того, психологу иногда предлагают «отсиживать» в школе с 9 до 17 часов в то время, как у этого специалиста рабочий день ненормирован, как и у всякого педагога. К сожалению, пока что все нормативные документы, касающиеся специфики работы психолога, носят рекомендательный характер.

Еще одна острая проблема - взаимодействие педагогов и воспитателей в детских домах, интернатах. Бывает, психолог полгода бьется над формированием групп ребят, чтобы дети понимали друг друга. Но приходит администратор и перетасовывает все по-своему, с точки зрения повышения разных показателей. Полугодовая работа психолога идет зря, страдают дети.

Бывают случаи, когда надо помочь учителю. Ведь и его могут не понять, обидеть. Особенно это относится к учителям-новаторам. Им всегда трудно, так как по уже отлаженной системе работать легче. Задача психолога - поддержать такого учителя. Как и начинающего педагога, чтобы он не потерял веры в свои силы.

А ведь психологи так необходимы современной школе, особенно в ситуации «Если ребенок завис». По мнению М. Кузьминой крайне редки случаи обращения к психологам за консультацией со сложными, подчас «пограничными» между областью психологии и психиатрии болезнями детей. А именно таков детский аутизм - недостаточное развитие центральной нервной системы, которая выражается в отсутствии индивидуальной активности начиная с 2,5 лет с последующей задержкой в развитии речи, внимания, памяти. Процент аутизма колеблется от 4 до 15 случаев на 10000 детей. По статистике, чаще им страдают мальчики, чем девочки. Высказываются различные предположения о происхождении данной болезни: наследственность, генные мутации, травмы при беременности и родах и т.д. Но, к сожалению, точной причины пока не выявлено, хотя опыты по исследованию данного явления продолжаются. В любой здоровой семье есть вероятность рождения аутичного ребенка.

Диагноз «детский аутизм» звучит как окончательный приговор успешной деятельности ребенка, подтверждающий его недееспособность. Но это не совсем так.

Во-первых, следует отличать аутизм от шизофрении. Последняя характеризуется появлением галлюцинаций и других острых психических расстройств. Аутизм - это вялотекущий процесс, при котором существует возможность добиться положительных результатов в обучении и воспитании только лишь в условиях доброжелательного, спокойного климата, ощущения защищенности и комфорта. Аутизм - не есть отсутствие интеллекта вообще и даже не его снижение. Такие дети бывают подчас одаренными в какой-либо одной сфере деятельности, проявляют к ней повышенный интерес, но других склонностей не обнаруживают. Все остальное их как бы вовсе не интересует, они не понимают элементарных вещей. Умственное развитие таких детей происходит по внутренним, индивидуальным законам. Они длительное время «зависают» на достигнутых результатах в обучении, топчутся на месте, продвижение вперед бывает скачкообразным с возможными откатами назад.

Во-вторых, аутичных детей часто ругают и обвиняют в повышенной агрессии. Работать с такими детьми невозможно без специальных знаний и навыков. Но если педагог считает, что справится сам и готов посвятить такому ребенку много времени, сил, доброты и заботы, то необходимо прислушаться к некоторым советам.

Чтобы установить доверительный контакт с аутичным ребенком, нужно уметь к нему подстраиваться и следовать за ним. Помните, что ему особенно необходимо теплое отношение окружающих. Чаще улыбайтесь и главное – играйте. Только через игру существует возможность найти контакт с аутичным ребенком.

Первое сентября

Кстати о юморе. Все же апрель у нас ассоциируется с веселыми розыгрышами и шутками. Другое дело - выходят ли они удачными. Вот и журналист, укрывшийся под значимым псевдонимом Цвет Хаков, решил разыграть читателя и закричал: «Всем на пол! Руки за голову!». Оказывается, Министерство обороны и Министерство образования совместно приняли приказ-предложение «О присвоении школе статуса законного вооруженного формирования». В нем говорится, что в связи с участившимися попытками подрыва устоев единого образовательного пространства так называемыми учителями-новаторами, которым сегодняшняя школа, являясь постоянным местом дислокации детей, не в состоянии дать самостоятельный отпор, министры приказывают:

1. Присвоить школе статус законного вооруженного формирования.

2. Время обучения в школе засчитывать ученическому составу как службу в рядах Вооруженных Сил со всеми вытекающими отсюда последствиями.

3. В целях укрепления авторитета и материального положения учителя всем педагогам школ присвоить офицерские звания - от младшего лейтенанта для работников начальной школы до подполковника - для директоров.

4. Изменение формы образования производить строго два раза в год, при переходе с зимней формы на летнюю и обратно по приказу единого командования.

5. Содержание образования считать военной тайной.

Вот такой у нас юмор невеселый. Да и чего радоваться, когда «Рынок труда все шире, а безработных выпускников все больше».

По мнению Н. Иштриковой это происходит потому, что выпускники школ вообще плохо ориентируются на рынке труда, не представляют себе, какие перспективы карьеры у них есть. Школьники все чаще обращаются в службы занятости с просьбой помочь выбрать профессию. Низкая самооценка, внушенная детям в школах, отсутствие уверенности в своих силах не дают им возможности раскрыть свой потенциал при поступлении в профессиональное учебное заведение и на работу. К тому же, многие не представляют себе, что менять работу и профессию вполне нормально, и это непонимание уже через несколько лет приводит к серьезным психологическим проблемам, ощущению невостребованности, собственной несостоятельности уже в молодом возрасте.

Однако работает ли молодой человек или нет, он не перестает остро чувствовать, переживать. Вот и пригодятся родителям советы психологов, что делать, если «Ваш ребенок любит, а его нет».

А откуда вы об этом узнали? Если его тайна открылась вам случайно - придется молчать и не подавать виду, как бы вам ни было его жаль. Иначе он решит, что за ним следят, хуже того - читают его письма или дневники, обидится и совсем расхочет откровенничать.

А если он решился и рассказал вам о своей несчастной любви, не спешите судить, советовать и утешать. Послушайте его, дайте рассказать все, что он хочет, а потом вместе с ним поищите объяснения и оправдания, почему все складывается так, а не иначе.

Никогда не критикуйте избранников ваших детей, если, конечно, хотите остаться с ними друзьями. Ничто так не разобщает, как подобная неприязнь. Никто не запрещает нам иметь свое мнение, но совсем не обязательно высказывать его вслух, тем более сейчас, когда от вас ждут всего лишь понимания и моральной поддержки.

Ведите себя так, чтобы ваш ребенок потом не пожалел о том, что поделился с вами своей тайной. Никаких шуток, иронии, несерьезности детская любовь не терпит. И лишних вопросов лучше не задавать. При случае поговорите с ним о любви вообще, расскажите известные романтические истории знаменитых людей. Тем, что пережили сами, тоже можете поделиться.

Помогите выбрать подарки, учите оказывать знаки внимания, советуйте писать письма и вести дневник.

Новые известия

Конечно, любить приятней, чем учиться. Тем более что вице-спикер Госдумы, курирующий образование, Б. Немцов утверждает: «Двенадцатилетняя школа для России – это глупость!». Дело в другом. Главная проблема - школы крайняя перегруженность программ. Автор убежден, учить нужно базовым классическим дисциплинам, которые делают человека мало-мальски грамотным.

Другая боль образования - финансы. Допустим, мы действительно хотим поставить образование на первое место по расходам. Это было бы грандиозным решением, но осуществить его на деле - значит решить проблему с внешними долгами (как угодно: списать, реструктуризировать, обеспечить рост экономики), и второе - сократить дотации на коммунальный сектор. У Б. Немцова даже есть идея на этот счет - принять закон, по которому вся экономия бюджетных средств за счет сокращения коммунальных расходов шла бы на развитие образования. Вот это и была бы настоящая реформа средней школы.

Крайне негативно вице-спикер относится к проекту двенадцатилетней школы и считает его диверсией против России.

Есть три фактора абсолютно неоспоримые. Первый - финансовая деградация школы. Однако по плану сторонников этой идеи расходы на школу должны увеличиться еще на 20%. Второй вывод, который отсюда следует, - юноши должны идти в армию сразу со школьной скамьи, никакого высшего образования.

Третье обстоятельство - огромное, гигантское давление детей-переростков на семью. В представлении Б.Немцова школа - это такой пролонгированный детский сад. Надо школьникам вместо учебы скорее идти деньги зарабатывать. Кроме того, нельзя забывать, что возникает дикая утомляемость от самого пребывания в школе.

Семья

К счастью, не все зависит от обучения. Так, например, можно получить «Гениальность в наследство». Е. Володина убеждена, что от смешанных браков всегда рождаются талантливые, одаренные дети. А что на сей счет думает наука? Неужели одаренность и впрямь программируется уже на генетическом уровне?

Долгое время в нашей стране считалось, что в развитии таланта определяющую роль играет среда, социальное и педагогическое окружение. Да только вот незадача: если, скажем, в суперодаренную семью попадал приемный ребенок и воспитывался в заботе и любви, то все равно, став взрослым, он никак не проявлял талантов приемных родителей. В то же время родной сын, будь он даже трижды лентяем, без труда добивался успеха на отцовском или материнском поприще. Вывод? Наши способности, как и наша внешность, достаются нам по наследству.

Факт остается фактом: наследуются математические способности, умение логически мыслить, склонность к музыке и живописи. Это не гипотеза, а научно установленная истина. И она, кстати, не подвергается сомнению ни у нас в стране, ни за рубежом. Но это еще не все. Основываясь на достижениях высокой науки, кое-кто задался сугубо житейским вопросом: можно ли подобрать такого партнера, чтобы заранее спланировать рождение одаренного ребенка? Оказывается, действительно, можно. Только для этого вовсе не требуется прикладывать какие-то специальные усилия. Природа сама об этом позаботилась. Она придумала любовь.

Мир за неделю

Действительно, любовь огромная сила. Психологи давно установили, что «Ласка развивает интеллект».

И это правда - младенца так и хочется приласкать. Маленький, пухлый, прелестный - нас тянет взять крошку на руки, прижать к себе, носить, баюкать, гладить. К этому побуждает мощный инстинкт, который мы даже не осознаем, - оптимальное развитие младенцев и маленьких детей зависит от нашей близости и нежных прикосновений. Без них они буквально чахнут, о чем лишний раз свидетельствуют исследования, проведенные в домах ребенка. Их подопечные по физическому и умственному развитию (например, в обучении ходьбе и речи) отстают от своих нормально развитых сверстников, степень их общительности минимальна. Они не ощущали положительных телесных контактов со взрослыми или между собой - что приводило к особой форме стресса, через соответствующие гормоны резко замедляющего развитие. Пагубность этого процесса легче понять, если знать, что кожа - наш самый крупный орган чувств, обеспечивающий контакт с внешним миром. Оболочка толщиной всего в несколько миллиметров напрямую связана с головным мозгом.

Новейшие данные показывают, что развитие и интеллект зависят не только от наследственных задатков. Важнейшую роль играют также внимание со стороны матери и отца, равно как и внешние стимулы и чувственные раздражители. Причем решающее значение имеют первые три года жизни: в это время мозг открыт для всего. Головной мозг новорожденного состоит примерно из 100 миллиардов нервных клеток, которые соединяются друг с другом, как в ускоренной киносъемке. То, что не будет развито, построено в период роста головного мозга и образования сетевых связей, впоследствии часто уже невозможно будет наверстать.

Значение телесного контакта очевидно. Поцелуй, поглаживание - это послания без слов, самый прямой путь, чтобы дать ребенку понять: ты мне нравишься, я тебя люблю, ты для меня важен. Только дети, растущие с такой уверенностью, осознающие надежность своего окружения, чувствуют уверенность в себе, зная, что их любят и ценят.

 Аргументы и факты

Ласкайте свое чадо, и тогда из него не вырастит «Непослушный ребенок». Л. Егорова убеждена, что запреты действительно должны быть вызваны жизненной необходимостью. Пока ребенок совсем маленький, ему легко дать понять, что надо слушаться, разрешив довести до конца свое упрямство. Дотронулся до утюга – обжегся. Ребенку постарше уже сложно на примере показать всю правоту ваших требований.

В этом случае действует другое правило - каждый запрет нужно объяснить, да так, чтобы ребенок понял, что ваше требование - не прихоть, а необходимость. Если оно не столь необходимо или вы чувствуете, что в данный момент ребенок его не выполнит и беды от этого не будет, - лучше воздержитесь.

Требуя что-то от ребенка, нужно помнить несколько правил. Первое - ребенку трудно сразу переключить внимание с одного действия на другое. Второе - после самой веселой игры надо быть готовым к капризам: нервная система малыша неустойчива, процессы торможения развиты слабо, и смех совершенно легко может перерасти в слезы. Третье - непослушание может быть следствием голода, усталости, тогда бороться нужно не со следствием, а с причиной - дать ему поесть или поспать, если до сна еще далеко - переключить внимание.

Наконец, существует положительная сторона упрямства - как реакции на «давление» взрослых. Ребенок со слабой нервной организацией не упрямится, он скорее будет застенчивым и запуганным. Упрямство же - свидетельство хорошей жизненной устойчивости ребенка. А ваша задача - направить эти жизненные силы, эту устойчивость в нужное русло.

Отношения с ребенком нужно уметь налаживать в любом возрасте. В конце концов, многие сложные подростки были когда-то трудными детьми. Другое дело, что причин непослушания может быть много - огрехи воспитания, характер ребенка, взаимоотношения взрослых в семье. Нужно обратиться к психологу, чтобы он разобрался в вашей конкретной ситуации.

Чаще всего непослушание вызвано тем, что, с одной стороны, от ребенка слишком многого требуют, с другой - никак не реагируют на невыполнение этих требований. Большинство родителей склонно к бессмысленным запретам. Если их попросить записать на бумаге все, что они запретили ребенку за день, - они сами ужаснутся от этих «Не бегай!», «Не бери!», «Не шуми!» При этом ребенок все равно продолжает бегать, брать, шуметь - и рано или поздно понимает, что реагировать на родительское слово не обязательно. Если родители начинают кричать, это только усугубляет дело.

 Мир новостей

Однако, кричи не кричи, воспитательный эффект заметно снижается, когда по квартире разгуливает «Обнаженная мама». Психолог Ю. Михайлова убеждена, что ребенок, даже грудной, наделен определенным уровнем сексуальности, которая в разном возрасте по-разному проявляется. В старшем возрасте постоянно обнаженная мать может сформировать у мальчика неправильную ориентацию на женщин (то, что в психоанализе называется эдиповым комплексом). И тогда он, будучи взрослым, обречен на вечные поиски женского идеала, в точности повторяющего его мать. И уж совершенно недопустимо обнажение перед подростками: невроза тут точно не избежать (представьте себе, что отец разгуливает голым перед подрастающей дочкой, - не правда ли, это будет выглядеть очень двусмысленно; с матерью это выглядит точно так же). Родители могут (это даже необходимо для формирования адекватного представления о человеческом теле) появляться перед ребенком противоположного пола обнаженными, пока малыш не достигнет четырехлетнего возраста. Этого вполне достаточно для полового самоопределения малыша. Дальше родителю другого пола надо обязательно прикрываться. Тайна женского туалета должна быть для мальчика за семью печатями до поры до времени.

Как-то на педсовете я слушал выступление школьного психолога по анализу проделанной работы. Из него очевидна была тенденция, – чем старше класс, тем выше уровень тревожности, и в той же пропорции растет агрессивность. Удивляло психолога то, что во время проведения этой работы и после ни один учитель: классный руководитель, предметник, - не поинтересовались ею и не сделали выводы.

Да, у любого практикующего учителя есть определенный личный опыт, но сегодня его бывает мало. Так, например, для создания творческой обстановки в образовательном процессе без глубоких знаний психологии не обойтись: трудно наладить контакт с учащимися, захлестывают эмоции, что сказывается на профессиональном уровне и результативности.

Такая уж у нас работа: перестаешь учиться – начинаешь отставать – уходи.

А если школа, твои питомцы стали частью тебя – впитывай, осваивай все новое, иди вперед!


29  апреля 2000 г.

Михаил Богуславский,

К оглавлению

Хостинг от uCoz