К содержанию Архива

arx_ris.gif (1360 bytes)Архив

reth4.gif (18433 bytes)

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

Богуславский М.
Педагогический пульс прессы (Обзор Российских газет)

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Разумеется, только одной подготовки ребенка к овладению знаниями мало для успеха образовательного процесса. Значительно больше возможностей достичь успеха "Когда урок построен грамотно". Необходимым условием, обеспечивающим хороший результат по убеждению А. Витковского, является то, чтобы ученик воспринимал урок как путь, в конце которого видна ясная цель.

Когда в сознании человека различные знания соединяются в целостную картинку, новая информация легко прикладывается к уже известному и быстро усваивается. В идеале все, что преподносится ребенку в школе – на уроках, в кружках, студиях, школьном театре, – складывается у него в единую картину мира, где отдельные части взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Второй критерий: понимание детьми целей урока.

Иначе ребенок чувствует себя так, как будто находится в каком-то темном лабиринте, и даже раздражение приходит потому, что учитель знает, зачем все это здесь происходит, а он – нет.

Совершенно иное чувство возникает, если ребенок ясно видит цель того, в чем ему предлагается участвовать. Дети получают огромное удовольствие просто от ощущения своего интеллектуального роста: “Оказывается, я еще вот что смогу с помощью этого узнать!”.

Эмоциональная отзывчивость детей повышается, если учитель подает материал так, чтобы в его восприятии участвовали все органы чувств.

Чтобы ученик не потерял мотивацию, ее обычно поддерживают “карнавальными” приемами: быстрая смена видов деятельности, яркие примеры, эффектные опыты. Но ребенка, который видит внутреннюю логику урока, не надо мотивировать! Он получает удовольствие оттого, что шаг за шагом целенаправленно продвигается вперед и с каждым следующим шагом растут его знания. Вообще когда у детей возникает отторжение, они еще могут сформулировать свой протест: “Мне это не надо”, а вот объяснить почему - им уже сложно. Поэтому при выстраивании урока важно отталкиваться не только от мнения детей, но и от их эмоционального отношения.

И, наконец, обязательным условием целостности восприятия является обозначение начала и конца урока.

Урок начинается с чего-то, что отгораживает класс от предшествующих событий. Дети приветствуют учителя, достают необходимые предметы и как бы говорят: мы сейчас живем здесь. А если они шумят, если у кого-то остались “хвосты” с прошлого урока, их надо обязательно закрыть. Точно так же, если учитель погрузил детей в урок, он должен их оттуда “вытащить”.

Кстати, детей очень раздражает, когда им задают домашнее задание на перемене. Учитель думает: вся причина детского возмущения в том, что он покусился на их личное время. Дело не в этом. Со звонком на перемену в восприятии ребенка урок закончился. Внутренне закончился. И это задание в логику урока не ложится. Как свидетельствует опыт, домашнее задание, которое задано в середине урока, причем с объяснением (я вам это задаю потому, что мы этим все время занимаемся), принимается как естественное и выполняется лучше.

Но учебная деятельность школьников, конечно же, не сводиться только к урокам, пусть даже самым замечательным и интересным. Немаловажную роль в стимулировании радости познания учащихся играют различные предметные конкурсы, викторины, смотры. К сожалению, далеко не все в их организации осуществляется на должном уровне. Вот и задумалась М. Амфилохиева. "Почему вокруг олимпийского огня так холодно?"

Прежде всего, районным олимпиадам редко предшествуют школьные. Поэтому зачастую учитель потихоньку отправляет защищать честь школы ребят без предварительного отбора. Из-за чего в случае неудач олимпиец осужден на тихое злорадство.

Только о победителях сообщается открыто. Победителей не судят. На олимпиаду ребята попадают неподготовленными в первую очередь морально. Для подростка не так-то просто оказаться одному (или в лучшем случае в группе малознакомых ребят из параллельных классов) в совершенно чужой школе. Вокруг суматоха, учителя пытаются разобраться, в какой кабинет и на какой этаж надо доставить своих подопечных.

Наконец ученик попадает в незнакомый кабинет, рядом за партой незнакомый сосед, а незнакомая учительница, забившая даже представиться, объясняет, что сидеть надо тихо, никаких разговоров и подсказок (а то выгонят!). Раздаются листки со штампом, которые предстоит правильно подписать, а руки уже дрожат, мысли путаются.

Ребята взволнованы, напряжены. От переживаний и впечатлений голова идет кругом. А тут еще что-то решать нужно.

Что же напоминает по сути своей такая олимпиада? Конечно, письменный экзамен.

Вот и задается автор сакраментальным вопросом: кому это нужно? Во всяком случае, не детям.

Кстати, на уровне школы учителям часто удается организовать олимпиады по предметам гораздо интереснее. Используются игровые формы, элементы театральности – веселые массовки, которые чередуются, серьезными заданиями. Иногда команды сами выделяют своих лидеров. В любом случае олимпиада проходит наглядно, бойко, а победители чувствуют поддержку своих друзей. Куда все это исчезает при выходе на районный уровень? Конечно, форма экзамена наиболее проста для организаторов: подобрать задания, записать их на доске, проверить работы и сообщить результаты – путь отработанный и привычный.

Но нужен ли детям этот дополнительный экзамен в середине учебного года? Ответ напрашивается сам собой, заключает М. Амфилохиева.

К содержанию Архива

Хостинг от uCoz