Архив |
Sine ira et studio |
Без гнева и пристрастия |
Богуславский
М.
Педагогический пульс
прессы (Обзор Российских газет)
МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ
Однако, если бы все проблемы образования зависели от количественных показателей. Тогда бы не существовали, по свидетельству К. Машкиной, “Рабы знаний”. Вызвано это тем, что число учебных часов в школах неуклонно растет с середины 80-х годов. Если пятнадцать лет назад для десятиклассника шесть уроков в день казались тяжелой нагрузкой, то сегодня и восемью девятью уроками никого не удивишь. Куда больше у сегодняшнего старшеклассника и внешкольных занятий. Обычный российский пятиклассник проводит 2 часа 30 минут за партой, еще 55 минут корпит над домашним заданием. Всего же на деятельность, связанную с учебой, у нашего среднестатистического пятиклашки уходит 4 часа 01 минута в день. Восьмиклассники тратят на учебные занятия ненамного больше – 4 часа 38 минут ежедневно, из них 2 часа 45 минут приходится на уроки в школе, 1 час 12 минут – на домашние задания, 12 минут – на дополнительные занятия и 26 минут – на чтение. Как же, дети ухитряются справляться с нагрузками, которые нормальному человеческому организму явно не под силу? По мнению К. Машкиной, очень просто: наплевав и забыв о существовании тех предметов, которые заведомо не понадобятся в дальнейшей жизни. Попробуем нарисовать портрет современного ученика, больше других страдающего от школьных перегрузок. Согласно результатам исследований девочки учатся гораздо прилежнее мальчиков и уроки реже прогуливают, и за домашними заданиями сидят дольше. Причем если мальчики запросто пренебрегают неинтересными уроками, девочки, как правило, с одинаковым тщанием готовятся ко всем занятиям подряд. Тяжело приходится москвичам-старшеклассникам из обычных государственных школ, не обремененных экспериментальными программами и шефством какого-нибудь солидного вуза. Они воняют и лицеи, и гимназии по... общей продолжительности учебных часов. И неудивительно. Для лицеистов и гимназистов программы составляются тщательно – специализированных дисциплин побольше, тех, что не относятся к профильным, – поменьше. А в программу общеобразовательной школы включено очень много предметов. Наибольшие нагрузки приходятся, конечно, на отличников. На них возлагают особые надежды: школа ждет от них золотой медали, родители – блестящего поступления. Так что помимо школьной программы им приходится вкалывать у репетиторов, на вузовских курсах, на занятиях по иностранному языку. Только врач сможет определить, как повлиял на подростковое здоровье годы отличной учебы. И диагноз его, скорее всего, окажется неутешительным. |