К содержанию Архива

arx_ris.gif (1360 bytes)Архив

reth4.gif (18433 bytes)

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

Богуславский М.
Педагогический пульс прессы (Обзор Российских газет)

УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Мы любим привычно повторять, что в школе все начинается с учителя. Ну а его подготовка во многом зависит от тех знаний, которые будущий преподаватель получает в институте. Вот и потянула О. Огородникова сразу за все "Четыре конца педагогического одеяла" чтобы рассмотреть важнейшие проблемы подготовки учителей.

В первую очередь вызывает тревогу объединение педвузов с классическими университетами. От этого могут пострадать малые и средние вузы российской глубинки, которые периодически предполагается реорганизовать, слить с другими вузами, иногда совершенно “инородными”.

Между тем известно, что выпускники малых и средних вузов гораздо чаще закрепляются в сельских школах. Опыт показывает, что, как только в провинции исчезает педагогический вуз, через несколько лет... его приходится создавать снова, поскольку регион начинает испытывать недостаток учительских кадров, прежде всего в сельской школе.

Студент педвуза с первого курса учится работать с детьми. Не специальную подготовку здесь отводится 1660 часов, тогда как в университетах – всего 100, в дополнительных программах для получения квалификации “Преподаватель” и “Преподаватель высшей школы” - от 600 до 680.

Педвузы хотели бы держать педагогов в поле своего зрения и влияния и после выпуска, обучать их и дальше. Мешает этому “печальная традиция” отделения структур дополнительного образования (ИПК, институтов усовершенствования и т.д.) от педагогических вузов. Получается, что обучает учителей одна система, а их переподготовку и повышение квалификации ведет другая, часто слабо связанная с первой. Дошли уже и до крайности иногда учителей готовят там, где их должны только переподготавливать! Естественное и необходимое решение включить в структуру вузов подразделения, связанные с переподготовкой и повышением квалификации.

Может быть и осуществились бы эти преобразования, благодаря которым обстановка в школе стала лучше особенно, "Если б психологи всей страны", как призывает И. Григорьева, тоже включились активно в работу.

Каково же состояние школьной психологической службы? Настоящих, квалифицированных специалистов не хватает. А ведь психологу приходится решать не только вопросы узкопрофильные, но и связанные со здоровьем детей, социальной и реабилитационной помощью. Но чаще всего психолог выступает в школе в качестве конфликтолога.

Еще одна проблема заключена в несоответствии ожиданий родителей, детей и учителей. Это подтверждают данные мониторинга, показывающие, что родители хотят, чтобы ребенок, заканчивая 11-й класс, был социально адаптирован. Ребята больше всего ждут от школы общения. Ну а учителя стремятся дать как можно больше знаний.

А ведь сейчас здоровы только 10% детей в начальной школе, 8% в среднем звене и 6% выпускников. Школа, как это ни страшно звучит, способствует болезни. На протяжении последних 26 лет у нас никогда не было больше 20-25% детей 1-й группы здоровья.

В сегодняшней школе ребенок все должен и ни на что не имеет права. А это не так! Он имеет право быть больным, уставшим, невыспавшимся. Педсоветы же в это время, по мнению автора, озадачены тем, как заставить его быть послушным, быстро думать, читать, писать и считать... Именно заставить, а не создать условия, в которых ребенок смог бы жить и развиваться.

Пока же можно повсеместно наблюдать несоответствие технологий и методик возрастным возможностям ребенка. Вот почему при переходе к 12-летнему обучению важно изменить не только и не столько содержание, сколько технологии. Например, давно ясно, что фронтальная работа со всем классом не дает положительных результатов. Но, тем не менее, большинство учителей работает именно так, потому что просто не умеет иначе. Да и в педвузах учат именно этому. К сожалению, современный учитель просто не знает ребенка, его возможностей и особенностей.

Конечно, нельзя не согласиться с Н. Мориной, что при разрешении всех этих проблем будут "Виражи нам ни почем". В статье приводятся различные типы игр и упражнений, направленных на развитие видов мышления, которые могут быть полезны педагогам и родителям. Прежде всего, это задания, развивающие наглядно-действенное мышление. Тут полезно использовать предметно-орудийную деятельность, которая в полной мере присуща работе со всеми видами конструкторов. Хороши срисовывание, списывание и аппликация. Вы кладете перед ребенком картинку, и он должен собрать то, что на ней изображено. Это может быть и объемно выполненный образец, который также надлежит максимально точно воспроизвести.

При этом необходимо, чтобы ребенок сличал в процессе выполнения работы получающийся результат с рисунком или макетом. Если вы замечаете, что малыш перестает следить за правильностью выполняемого, начинает фантазировать или отвлекаться, попросите его сравнить то, что у него получилось, с образцом. В том случае, если он не обнаружил несоответствия, помогите ему, внимательно проанализируйте вместе, что не так.

Еще один вид мышления развивается с помощью разнообразных логических задач, загадок, головоломок, которые вы можете придумать сами или найти в книгах по развитию познавательных способностей или в сборниках развивающих игр.

Для развития тонкой моторики очень полезна работа с конструкторами, мозаиками, рисование, лепка, аппликация, вырезывание ножницами. Для развития произвольности лучше всего использовать конструирование по наглядному образцу.

К содержанию Архива

Хостинг от uCoz