Sine ira et studio |
Без гнева и пристрастия |
Богуславский М.
Педагогический пульс
прессы (Обзор Российских газет)
ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
Вот
и становится в таких условиях актуальным призыв
О. Леонтьевой «Чтобы дети не делились на сильных
и слабых – откроем двери для новичков!» По мнению
автора, для того чтобы разновозрастная группа
эффективно работала, она должна быть открытой,
иметь постоянный приток новых членов группы,
лучше младшего возраста. Ни для кого не секрет, что дети отличаются друг от друга не только по количеству прожитых лет, но и по степени физиологического созревания, умственного развития, социальным навыкам и другим факторам. Поэтому в закрытой разновозрастной группе велика опасность привыкания всеми членами группы к разнообразным возможностям и способностям одних и к постоянному неумению, слабости других. В результате может возникнуть естественное для любой горизонтали деление на сильных и слабых, а про различия в возрасте и важность индивидуальных различий все быстро забывают. Если же группа открытая, каждый имеет потенциальную возможность сменить свою роль. Другими словами, по убеждению О. Леонтьевой, только открытая группа обеспечивает максимальную возможность для каждого найти место, где он кому-то нужен. Но в реальной педагогической деятельности все эти замечательные предложения осуществить трудно, если вообще возможно. Вот и возникают у тех отцов и матерей, чьи дети хронически не успевают «Идея домашнего обучения». Но здесь сразу возникает много трудностей. Вот и предупреждает Е. Хилтунен, что обучение ребенка требует гораздо больше времени, чем кажется на первый взгляд. Рассуждение, что раз в классе один учитель на сорок человек, то дома потребуется в сорок раз меньше времени, не годится. К сожалению, не существует таких учебных пособий, рабочих тетрадей, чтобы только дать ребенку задание, а дальше, он уже будет делать все самостоятельно. А домашней школе нужны именно такие. Вот и приходится родителям самим сочинять учебники и придумывать задачки. Занятия с ребенком должны быть ежедневными и постоянными. Так что в этом отношении домашнее обучение свободы никому не дает. Как раз наоборот - это большой и утомительный родительский труд. Но он радостный, потому что успехи ребенка - это и твое достижение. Ребенок, прошедший домашнюю школу, гораздо лучше знает себя. Ему проще сделать тот важнейший в жизни выбор, что определит и сферу его будущей учебы в вузе, и профессию - весь комплекс проблем, что объединяется словами «самоопределение личности». Видно, в каких-то врожденных, глубинных программах у ребенка записано: искать себя. И если его оставить жить по-своему, он будет искать себя, пробовать делать все, что только можно. Дома же, согласимся, можно гораздо больше, чем в школе. Если ребенок не средство для самоутверждения родителей, тогда в домашней школе он сможет перепробовать очень многие виды деятельности и понять, к чему склоняется его душа. Чтобы создать нормальные деловые и добрые учебные отношения между учителем-родителем и учеником-ребенком, нужно решить немало проблем. Домашняя школа - совсем не идиллия. Никаких волшебно возникающих вундеркиндов не бывает. Все получается трудом и умением. И не со всем родители в домашних школах справляются. Если старшие, например, плохо знают иностранный язык, то ребенка никто не научит, разве что репетитор. Наиболее удачным поэтому было бы сотрудничество обычной школы с домашней. Ребенок мог бы приходить в школу на час-два, и притом не каждый день, чтобы учить те уроки, где родители слабоваты. Ему необходимо общение с друзьями. В многодетной семье проблема общения не так остра, а если малыш растет один, домашняя школа грозит превратиться в клетку для одинокого птенца.
|