К содержанию Архива

arx_ris.gif (1360 bytes)Архив

reth4.gif (18433 bytes)

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

Богуславский М.
Педагогический пульс прессы (Обзор Российских газет)

ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Впрочем, наряду с современными вопросами связанными с серьезными опасениями за жизнь и здоровье детей, никуда не исчезли и вечные проблемы. Действительно, что делать родителю, который задается мучительным вопросом “Неужели мой ребенок вор?”.

По мнению Л. Костюкова проблема детского воровства в ее классическом выражении - это всегда проблема неудачного детского воровства. Именно из-за этого возникают скандалы, консультации психолога, суды и колонии. А удачное воровство тем и удачно, что не диагностируется.

Специалисты утверждают: термины “кража”, “воровство” вообще не применимы к дошкольникам, потому что мир реальный и мир их фантазии неразделимы. Осознать свой дурной поступок они еще не в состоянии.

О детях, достигших старшего школьного возраста и укравших чужое, тоже не стоит говорить как о законченных преступниках. Все гораздо сложнее.

Большинство подростков хотя бы 2-3 раза, но совершают противоправные поступки. Во многих странах до половины магазинных краж, хищений велосипедов и денег из уличных автоматов совершается детьми, что, впрочем, совсем не мешает им со временем повзрослеть и стать добропорядочными и законопослушными гражданами.

Эту тему логично продолжают советы родителям как поступать, если возникает опасение, что ребенок не чист на руку. По мнению специалистов “Это общая тайна, беда и возможность исправиться”.

Заподозрив ребенка в краже, всеми правдами и не

правдами вызовите его на откровенность, чтобы узнать истину. Верьте каждому слову, мало-мальски разумному оправданию. Родителям ничего иного не остается, как верить и верой своей спасать детей от необдуманных поступков.

Не угрожайте ребенку в случае отказа признать вину. Ваша явная агрессия сразу же заведет его в тупик. Лучше спросить напрямик, брал ли он что-нибудь чужое, чем стараться силой заставить его признать свое поражение и то, что он “вор”.

Хорошенько подумайте, прежде чем приступать к решительным действиям. Наверное, наказывать надо. Но только если вы уверены, что и ребенок считает это наказание справедливым. Может, ваша строгость навсегда избавит его от дурных наклонностей, а может, и не избавит, а только спровоцирует массу иных, не менее вредных поступков. Пережив наказание, ребенок, скорее всего, научится ловчить, скрытничать, обманывать, боясь лишь одного - быть разоблаченным. Но разве только страх наказания удерживает детей от желания взять чужое?

Пожалейте его, и ему сразу станет стыдно. Помогите исправить то, что он совершил. Как можно бережнее и тактичнее отнеситесь и к нему, и к его поступку. Храните в тайне, если нужно, всю эту неприятную историю даже от ближайших родственников, если ребенок вас об этом просит. Ни с кем во всеуслышание не обсуждайте детали происшедшего. Ребенок не должен привыкнуть к содеянному как к чему-то обыденному, известному всем и потому уже вполне приемлемому. Не ужас наказания, а страх повторения - вот что должно отныне поселиться в его душе.

 

К содержанию Архива

Хостинг от uCoz