К содержанию Архива

arx_ris.gif (1360 bytes)Архив

reth4.gif (18433 bytes)

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

Богуславский М.
Педагогический пульс прессы (Обзор Российских газет)

УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Сейчас все мы переживаем время повышенной тревожности, которая буквально разлита в воздухе. Вот и публикации прессы этого “смутного времени” рельефно отражают наше общее чувство незащищенности, которое особенно остро переживается детьми. Эти ощущения разнообразны. Среди них “Боязнь высоты, или 29 страхов”.

Психолог М. Кузьмина философски замечает, что в современном обществе вошло в привычку бояться чего-либо: инфляции, катастроф, кризисов и переворотов. Мы говорим об этом на работе, в общественном транспорте и дома. Но при этом забываем, что рядом с нами находятся беззащитные существа - наши дети, которые воспринимают все намного серьезнее, чем нам порой, кажется. Дети испытывают страх значительно чаще, чем мы думаем. Но, к сожалению, в нашем обществе не принято говорить о них. Ребенок боится прослыть слабым, потерять любовь родителей, уважение сверстников и учителей. Он загоняет страх внутрь себя и ни под каким видом не признается в этом.

Что же, по мнению автора, получаем мы в итоге - личность, пораженную неврозом, не способную адекватно воспринимать действительность, нормально общаться, излишне агрессивную или заторможенную. А в конце его ждет одиночество без друзей и семьи. Невроз страха становится наиболее заметным в подростковом периоде, когда ребенок “отрывается” от семьи, начиная собственный путь. В этот период невроз страха может перерасти в болезнь, и потребуется стационарное лечение.

Что же, по мнению автора, получаем мы в итоге - личность, пораженную неврозом, не способную адекватно воспринимать действительность, нормально общаться, излишне агрессивную или заторможенную. А в конце его ждет одиночество без друзей и семьи. Невроз страха становится наиболее заметным в подростковом периоде, когда ребенок “отрывается” от семьи, начиная собственный путь. В этот период невроз страха может перерасти в болезнь, и потребуется стационарное лечение.

Оказывается, в современной отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения до 14-15 лет. Из наиболее распространенных страхов, особо выделяется группа, в основе которой лежит замаскированная боязнь смерти. К этой категории, относят страх высоты, глубины, ночные кошмары, боязнь нападения, изнасилования, пожара, наводнения, змей, операций, покойников, темных помещений. Этот период начинается в 6-7 лет.

В возрасте 7 лет с поступлением в школу на детские страхи накладываются страхи социальные: боязнь опоздать в школу, не оправдать ожиданий родителей в учебе, быть плохим учеником, получить двойку и т.д. Страхи в виде снежного кома разрастаются, накапливаются, не находя разрешения.

На появление страхов могут влиять стрессовые ситуации и травмирующий опыт: смерть матери или отца, развод родителей, рождение второго ребенка в семье, переезд на другое место жительства, перевод в новую школу.

В чем же заключается психологическое лечение страхов у детей дошкольного и школьного возраста? Основная задача педагога вывести ребенка на откровенный разговор о его истинных проблемах. При проведении классных собраний с родителями выясните, у кого из них повторные браки, кто находится в разводе, каковы, на их взгляд, отношения с ребенком. Заведите отдельную тетрадь и запишите туда свои наблюдения.

В практике неврозом страха чаще болеют не первые, а вторые дети в семье. Они чаще первых испытывают излишнее давление родителей, нереализованность собственных желаний, в подростковом периоде убегают из дома.

На появление невроза страха у ребенка влияет также возраст родителей. Чем они старше (после 35 лет), тем больше количество страхов у ребенка.

Избегайте давать личностную оценку детям. Задача классного руководителя - не ставить диагноз ребенку, а помочь ему справиться с проблемами.

А что делать с детьми из неблагополучных семей, страдающих алкоголизмом или наркоманией? Как ни странно, но количество страхов у детей из таких семей значительно снижено. Отсутствие страхов у ребенка в данном случае не говорит о его раннем взрослении, часто это связано с органическими нарушениями головного мозга. Поэтому данные дети требуют психиатрического, а не психологического лечения.

Действительно, современная обстановка требует особого внимания к детям: школы и семьи, педагогов, психологов. В этом еще раз убеждает статья детского психиатра Л. Каплий, которая задумалась над вопросом “Как там на том свете?”. По мнению автора, в сущности, все детские беды, и попытки самоубийства, в том числе проистекают от ощущения того, что ребенок не понимают.

Большая беда - авторитарные родители. От скольких страданий они избавили бы своих детей, если бы понимали, что избыток информации в голове вовсе не делает человека умнее. Умственные перегрузки у детей часто ведут к печальным последствиям.

Почти у всех детей лет с девяти просыпается философский “интерес к смерти”. Иногда это выливается в патологические формы. Ребенок может провести над собой эксперимент: “нырнуть”, заглянуть “туда”. Он еще не понимает, что “оттуда” не возвращаются.

Множество проблем ставит перед детьми наше смутное время.

Расслоение на богатых и бедных нехватки и лишения, смещение нравственных ориентиров, утрата человеческих ценностей.

Чувство беспомощности - это чувство одинокого человека. Чем спокойнее вы сами, тем легче вашему ребенку, тем больше вы сможете помочь своим близким.

Если состояние ребенка вас беспокоит, например, у него нарушился сон, аппетит, он боится оставаться один, пугается громких звуков, то, конечно же, лучший выход - обращение к специалисту, психологу. Но кое-что родители могут сделать и сами.

Если ребенок пытается говорить с вами о страшных ситуациях или сюжеты его игр и рисунков затрагивают эти темы - не пугайтесь. Разговаривайте и играйте: ведь раз на эту тему можно говорить, значит, с этим можно справиться. Ребенок думает: раз мама, избегает разговора об этом, значит, ей очень страшно.

Если в игре или рисунке отчетливо проступает конкретный страх (например, ребенок рисует пожар или автокатастрофу), постарайтесь ввести персонажей, которые помогают с этой ситуацией справиться. Можно нарисовать пожарных, которые быстро тушат пожар и всех спасают. Будет замечательно, если вам удастся сделать одним из героев папу или самого ребенка.

Постарайтесь больше играть в игры, после которых остается что-то сделанное собственными руками (рисунок, дом из кубиков и т.д.). У ребенка появляется чувство, что он на многое способен, что любую ситуацию можно изменить.

Часто в самых тяжелых случаях мы говорим: “Будем жить”. Здесь содержится глубочайшая мудрость, В ваших силах отвлечь внимание ребенка от страшного настоящего. Можно помечтать о вашем ближайшем будущем: о праздновании дня рождения, о поездке на отдых, о встрече 2000 года. Особенно могут быть полезны эти разговоры перед сном, они помогут ему успокоиться и заснуть. Ведь самое главное сейчас - это спокойствие и защищенность наших детей. С этим выводом автора нельзя не согласиться!

К содержанию Архива

Хостинг от uCoz