К содержанию Архива

arx_ris.gif (1360 bytes)Архив

reth4.gif (18433 bytes)

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

Богуславский М.
Педагогический пульс прессы (Обзор Российских газет)

МИР НОВОСТЕЙ

Однако возвратимся вновь к родительской педагогике, где существуют «Маленькая порка и большие проблемы». Психолог Г. Павлова предупреждает тех отцов и матерей, которые скоры на расправу: никогда не пользуйтесь ремнем, прыгалками и другими предметами - шлепайте только рукой и только по мягкому месту: вы всегда должны чувствовать силу удара на своей ладони. Удар должен быть неожиданным и одиночным, но достаточно ощутимым.

Не подлизывайтесь к плачущему после наказания ребенку и не старайтесь загладить грызущую вас вину. После того как все нормализуется, ведите себя с ребенком, как ни в чем не бывало, и не вспоминайте о неприятном.

Пожалуй, самый жестокий тип наказания - это унижением или страхом. Именно такой способ добиться послушания считается среди психологов ударом ниже пояса. Почти 80% психических травм, которые психологам приходится «расследовать» у взрослых невротиков, берут свое начало в далеком детстве, когда ребенка психологически жестоко наказывали.

Конечно, искушение наказать тем, чего ребенок боится больше всего, очень велико. Скажем, запереть его в темном коридоре, если он панически боится темноты. В этом случае полученная психическая травма (а ребенок может пережить что-то наподобие настоящей психической смерти) обойдется ему клаустрофобией (боязнью замкнутых пространств), от которой он будет безуспешно лечиться до старости лет.

Никогда и ни при каких обстоятельствах не наказывайте детей страхом и унижением.

Лишение ребенка общения с собой, то есть бойкот, - этот тип наказания сегодня очень моден в семьях, где родители считают себя слишком интеллигентными, чтобы проявлять по поводу проступка бурные эмоции. С ребенком просто перестают общаться, с ним не разговаривают, его не замечают. Продолжается это довольно долго, бывает, что 10-12-летнего ребенка бойкотируют несколько дней. Холод, покинутость, одиночество, ненужность - вот букет чувств, которые вызывает такая мера наказания у ребенка. Падает самооценка, настроение скатывается к депрессивному, успеваемость снижается. Но самое главное, никакого толку - ребенок редко испытывает чувство вины и раскаяния по поводу проступка, за который его так долго и мучительно наказывают. Он замыкается в себе, открытые отношения становятся невозможными. Откажитесь от «бойкота» своему ребенку.

Наиболее действенное и психологически оправданное наказание - это лишение ребенка чего-то того, что он очень ждет или любит. Все эти стимулы работают довольно эффективно после сопроводительной объясняющей наказание беседы. При этом держите себя с ребенком ровно, дружелюбно, даже можете посочувствовать ему (мол, мне тоже жаль, что так вышло, но ничего не поделаешь, в следующий раз будешь умнее).

Еще несколько слов нужно сказать об общих правилах наказания детей:

1. Наказывайте ребенка только тогда, когда сами чувствуете в этом необходимость.

2. Наказание должно вызывать чувство вины - это его основная цель. Поэтому оно должно быть очень эмоционально с вашей стороны, а не холодно продумано и спланировано.

3. Не выдавливайте из ребенка «Я больше так не буду». Очень быстро эта фраза станет формальной скороговоркой, чтобы добиться прощения.

4. Никогда не наказывайте ребенка голодом и трудом.

5. Будьте всегда последовательны, старайтесь действовать в едином ключе с остальными членами семьи, не наказывайте два раза за одно и то же.

И помните, что и по отношению к детям могут быть «срок давности» и амнистия.

Психологи говорят, что дети перенесшие стресс (взрывы, войну и пр.) долгое время не могут рисовать обычные детские картинки: солнышко, небо… Они рисуют черные кошмары оставшиеся в их душах.

В моих руках обычная ученическая тетрадь, а в ней… портреты учителей в облике кровожадных чудовищ.

Конечно, этот ребенок для педагогов «не подарок», но нам есть, о чем задуматься (как, впрочем, и психологам) над этим детским творчеством.

Процесс воспитания и образования – улица с двухсторонним движением.

Вглядитесь внимательнее в рисунки на полях, обложках тетрадей своих воспитанников, там скрыто много тайн их души. По непроизвольному рисунку: геометрической фигуре, лицу, «портрету» можно сделать серьезные выводы о состоянии ребенка, а, следовательно, найти к нему подход.

Давайте сделаем все для того, что бы нашим детям хотелось рисовать солнце, небо, добрых и красивых людей!

Богуславский М.   (28.10.99)

К содержанию Архива

Хостинг от uCoz