Архив |
Sine ira et studio |
Без гнева и пристрастия |
Богуславский М.
Педагогический пульс
прессы (Обзор Российских газет)
МИР НОВОСТЕЙ
Однако возвратимся
вновь к родительской педагогике, где существуют
«Маленькая порка и большие проблемы».
Психолог Г. Павлова предупреждает тех отцов и
матерей, которые скоры на расправу: никогда не
пользуйтесь ремнем, прыгалками и другими
предметами - шлепайте только рукой и только по
мягкому месту: вы всегда должны чувствовать силу
удара на своей ладони. Удар должен быть
неожиданным и одиночным, но достаточно ощутимым. Не подлизывайтесь к плачущему после наказания ребенку и не старайтесь загладить грызущую вас вину. После того как все нормализуется, ведите себя с ребенком, как ни в чем не бывало, и не вспоминайте о неприятном. Пожалуй, самый жестокий тип наказания - это унижением или страхом. Именно такой способ добиться послушания считается среди психологов ударом ниже пояса. Почти 80% психических травм, которые психологам приходится «расследовать» у взрослых невротиков, берут свое начало в далеком детстве, когда ребенка психологически жестоко наказывали. Конечно, искушение наказать тем, чего ребенок боится больше всего, очень велико. Скажем, запереть его в темном коридоре, если он панически боится темноты. В этом случае полученная психическая травма (а ребенок может пережить что-то наподобие настоящей психической смерти) обойдется ему клаустрофобией (боязнью замкнутых пространств), от которой он будет безуспешно лечиться до старости лет. Никогда и ни при каких обстоятельствах не наказывайте детей страхом и унижением. Лишение ребенка общения с собой, то есть бойкот, - этот тип наказания сегодня очень моден в семьях, где родители считают себя слишком интеллигентными, чтобы проявлять по поводу проступка бурные эмоции. С ребенком просто перестают общаться, с ним не разговаривают, его не замечают. Продолжается это довольно долго, бывает, что 10-12-летнего ребенка бойкотируют несколько дней. Холод, покинутость, одиночество, ненужность - вот букет чувств, которые вызывает такая мера наказания у ребенка. Падает самооценка, настроение скатывается к депрессивному, успеваемость снижается. Но самое главное, никакого толку - ребенок редко испытывает чувство вины и раскаяния по поводу проступка, за который его так долго и мучительно наказывают. Он замыкается в себе, открытые отношения становятся невозможными. Откажитесь от «бойкота» своему ребенку. Наиболее действенное и психологически оправданное наказание - это лишение ребенка чего-то того, что он очень ждет или любит. Все эти стимулы работают довольно эффективно после сопроводительной объясняющей наказание беседы. При этом держите себя с ребенком ровно, дружелюбно, даже можете посочувствовать ему (мол, мне тоже жаль, что так вышло, но ничего не поделаешь, в следующий раз будешь умнее). Еще несколько слов нужно сказать об общих правилах наказания детей: 1. Наказывайте ребенка только тогда, когда сами чувствуете в этом необходимость. 2. Наказание должно вызывать чувство вины - это его основная цель. Поэтому оно должно быть очень эмоционально с вашей стороны, а не холодно продумано и спланировано. 3. Не выдавливайте из ребенка «Я больше так не буду». Очень быстро эта фраза станет формальной скороговоркой, чтобы добиться прощения. 4. Никогда не наказывайте ребенка голодом и трудом. 5. Будьте всегда последовательны, старайтесь действовать в едином ключе с остальными членами семьи, не наказывайте два раза за одно и то же. И помните, что и по отношению к детям могут быть «срок давности» и амнистия. Психологи говорят, что дети перенесшие стресс (взрывы, войну и пр.) долгое время не могут рисовать обычные детские картинки: солнышко, небо… Они рисуют черные кошмары оставшиеся в их душах. В моих руках обычная ученическая тетрадь, а в ней… портреты учителей в облике кровожадных чудовищ. Конечно, этот ребенок для педагогов «не подарок», но нам есть, о чем задуматься (как, впрочем, и психологам) над этим детским творчеством. Процесс воспитания и образования – улица с двухсторонним движением. Вглядитесь внимательнее в рисунки на полях, обложках тетрадей своих воспитанников, там скрыто много тайн их души. По непроизвольному рисунку: геометрической фигуре, лицу, «портрету» можно сделать серьезные выводы о состоянии ребенка, а, следовательно, найти к нему подход. Давайте сделаем все для того, что бы нашим детям хотелось рисовать солнце, небо, добрых и красивых людей! Богуславский М. (28.10.99)
|