К содержанию Архива

arx_ris.gif (1360 bytes)Архив

reth4.gif (18433 bytes)

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

Богуславский М.
Педагогический пульс прессы (Обзор Российских газет)

УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

В педагогике многие понятия носят неоднозначный характер. Вот как бывает: «Преступник – и он же потерпевший». Адвокат Е. Князев убежден, что наркоманы - страшные люди. Куда страшнее, чем алкоголики. Даже убийц, насильников продолжают любить, жалеть, опекать матери и жены. А вот от наркоманов родители нередко наотрез отказываются. Выгоняют из дома. Тайком меняют квартиры, чтобы пристрастившийся к наркотикам сынок или доченька и адреса не знали.

Вообще специфика этого преступления как раз заключается в том, что, прежде всего, от него страдают близкие. А сам преступник - первый потерпевший. У него же из-за пристрастия к наркотикам вся жизнь рушится. Моментально «садится» здоровье. Без гепатита и прочих патологий печени наркоман обходится лишь 2-3 месяца. Потом начинает стремительно чахнуть.

Но вот так разлагается не только организм. Человек буквально на глазах разваливается как личность. Мельчают характер, душевные качества.

Главное в воспитании подрастающего поколения, по убеждению автора, сформировать личность, способную самостоятельно и ответственно строить свою жизнь, не используя для ложной компенсации своих проблем наркотики.

Однако не все, к счастью, обстоит так мрачно. Есть и светлые моменты. Оказывается «Даунята очень музыкальны». М. Аромштам задумалась над проблемой, почему с таким трудом у нас создаются интегративные образовательные учреждения, где вместе находятся и больные, и здоровые дети. По ее мнению это во многом определяется не реальными причинами, а предрассудками, господствующими в обществе.

Сотрудникам Центра лечебной педагогики, где существуют такие группы, часто задают вопрос: как они решаются приносить своих детей «в жертву», отдавая их в детский сад с «проблемными» детьми? Но ведь очень важные факты остаются пока за пределами общественного сознания. Встречаются дети-дауны очень открытые, добрые, ласковые. Временами оказывается, что они «утепляют» атмосферу общежития. Некоторые из них, посещая смешанную группу, оказываются в роли ребенка-психотерапевта. Ребята без дефектов, имея опыт общения с ними, никогда в будущем не будут сторониться подобных людей или прятать от них своих детей.

Иногда высказываются опасения, что такие контакты приведут к задержке интеллектуального или речевого развития нормального ребенка. На это сотрудники Центра имеют не просто аргументы, но и продуманную систему действий. На занятиях малыши объединяются не только по возрастному принципу, но и по своим возможностям. «Даунята» очень музыкальны и могут неплохо рисовать: на этих занятиях они присутствуют вместе с детьми своей возрастной группы. На занятия, связанные с интеллектуальными задачами, отправляются в младшие группы. Пятилетний даун чувствует себя очень комфортно вместе с трехлетками. Если он встречает затруднения, ему помогает ассистент - специальный сопровождающий. Сопровождающие представляют собой специальную проблему. И дело не только в финансовой стороне вопроса (хотя и это имеет значение), а в том, что нелегко найти людей, которые хотели бы и могли работать с такими детьми. А их очень не хватает!

С точки зрения возможностей речевого развития гарантом нормальности является тот факт, что основу группы составляют дети с правильной, соответствующей возрасту речью.

Общение между детьми, между людьми - главная ценность, которая постулируется работниками Центра. И не только в отношении детей, но и взрослых. Поэтому взаимопонимание - необходимое качество для всех педагогов, которые решаются здесь на совместную работу.

Конечно, на фоне серьезных проблем с тяжело больными детьми другие вопросы приобретают, зачастую, риторический характер, например, «Что вы делаете с моей фамилией?». З. Никулина и А. Суперанская освещают очень интересную сторону школьной жизни – прозвища, которые присваиваются одноклассникам. Правда, только те из них, что непосредственно проистекают от фамилий. Особенно такие прозвища

типичны для школьников 5-8-х классов. В младшем возрасте им не до прозвищ - они лишь повторяют прозвища, данные старшими. В более позднем возрасте - так же, голова уже занята другим. Если прозвища и даются, то другие, нередко злые, досадные, но порча фамилий прекращается.

Почему же фамилии становятся таким «полигоном» творческой фантазии? Очевидно, потому что очень скучно именоваться паспортными именами и фамилиями, ведь наши дети чуть не с ясельного возраста зовутся по фамилиям, особенно если в группе несколько детей с одинаковыми именами. Другая причина в том, что детям вообще свойственно творчество. Дети вступают в жизнь как первооткрыватели давно известных вещей, на многое смотрят «своими глазами», сочиняют стихи, упражняются со словами. Фамилии оказались очень благодатной почвой для таких экспериментов.

Фантазия школьника хорошо работает на уроке, когда он вынужден спокойно сидеть, а слушать неохота. Думая о своих друзьях, он не только награждает их прозвищами, но и вкладывает в слова свою оценку именуемых.

Современные школьники совершенно безжалостно кромсают фамилии друг друга, сжимая их обычно до двух слогов (реже до одного или трех). Такие прозвища кратки - а школьникам всегда некогда, - удобны в общении. Усечения и наращения в них происходят самым произвольным образом.

  Богуславский М.  (28.10.99)

К содержанию Архива

Хостинг от uCoz