К содержанию Архива

reth4.gif (18433 bytes)

Education+

Sine ira et studio

Без гнева и пристрастия

П  Бывальский

РУССКОЕ ЧУДО

В менталитете нашего народа есть такой трудно постигаемый иностранцами национальный феномен, как “русское чудо”. Это когда все разваливается, нет никаких предпосылок для счастливого исхода, но все неожиданно и вдруг завершается благополучным концом.

Только с этим феноменом можно сравнить то странное положение, которое уже на протяжении многих лет происходит с ремонтом школ. Ведь на это не выделяется ни копейки денег, ни банки краски, однако к первому сентября все школы пусть и косметически отремонтированы. Что это - как не настоящее чудо. Другое дело его материальная и социальная основа всем хорошо известна.

В советское время над школами шефствовали предприятия и силами своих служб решали проблемы ремонта. Теперь же большинству предприятий самим бы кто помог.

В результате огромное наследство в виде разветвленной сети зданий школьных и дошкольных учреждений стало для городских бюджетов тяжелым бременем. Даже по официальной статистике в одной только Москве около 10 % школ находятся в аварийном состоянии, 60 зданий на грани разрушения, а в 300-ах школах каждую минуту может вспыхнуть пожар из-за неисправности проводки. Вот и в моей школе на неопределенное время пришлось отменить уроки физкультуры, когда в результате легкой пробежки старшеклассников по залу обвалилась часть штукатурки с потолка. К счастью, от этого недоразумения пострадал только учитель, получивший несколько ссадин. Это спасло его от вызова на ковер и возможной роли козла отпущения.

Не смотря на то, что такие факты, похоже, перестают быть единичными, руководство сохраняет удивительное хладнокровие. Собранные на круглый стол к высокому чиновнику из московского правительства директора посетовали было, что не ручаются что сгнившая проводка не приведет к несчастным случаям при использовании электричества. Пожаловались и нарвались на энергичное объяснение, что правительство все знает, но отвечать за все неурядицы в подведомственных учреждениях будут только их руководителя.

Власть ничего не смущает. Коллеги рассказали мне о маленькой хитрости. Их директор в надежде на то, что увидев плачевное состояние школы ему помогут, пригласил к себе, поработать на время ремонта их помещений Городскую лицензионную комиссию. Затрудняюсь сказать о полученном чиновниками эстетическом удовольствии, но школа стоит в прежнем обшарпанном виде.

Тем не менее, отдельные школы и даже детские сады умудряются не только не разрушаться до основания, но и проводить ремонт. Властям, которые во всем мире хоть как-то опекают и обихаживают свой народ, в нашей же стране нет дела до школ, но мы назло всему живем и учим наших чад выживать.

Когда же видишь, как кипят в некоторых учебных заведениях ремонтные работы в голову приходят самые экзотические версии. Я бы, например, предложил директорам, объявить среди старшеклассников конкурс на роспись стен их альма-матер. И разрешая всевозможные графити поставил бы только два условия предварительно отштукатурить и покрасить (создав эффектный фон) стены школы и обойтись без нецензурщины. При правильной постановке дела (за образец можно взять покраску забора Томом Сойером) можно было бы извлечь и некоторую коммерческую прибыль. Впрочем, не факт, что при вышеназванных условиях школа приобрела бы слишком экстравагантный вид.

Мой стихийный личный эксперимент показал, что все может быть не так уж страшно. Несколько лет назад кто-то из моих учеников после посещения выставки Казимира Малевича решил вступить в состязание с известным авангардистом и не долго думая изобразил знаменитый “Черный квадрат” на стене одного из школьных коридоров. Получилась эффектная копия, впрочем, имя ее автора не сохранилось.

Но если без шуток, то еще в прошлом году мой приятель у которого я гостил в одном из южно-российских городов привел меня на презентацию. Нет, открывался не новый банк и не магазин, а буквально восстановленный из руин детский сад. Среди порядком обветшавших домов он казался оазисом благополучия. Восстановивший его бизнесмен “пробил” в одном из фондов гранд, добавил немного своих денег, немного денег города и сделал эту сказку. Все очарование этого красивого жеста пропало, когда я услышал, сколько ежемесячно будут платить родители, пожелавшие отдать сюда своих чад. Отмечу, что родители даже не поморщились, услышав сумму превышающую мою по меркам образования приличную зарплату.

Лично для меня ремонт в детском саду, куда ходят мои дети, вылился в не купленные новые ботинки. Ну ничего, похожу пока в стареньких, зато на моих малышей не упадет кусок штукатурки с потолка, под ними не провалится пол, а их группа не будет напоминать отданный под склад сарай.

Только кажется мне. Что если все пойдет так и дальше, то старые школьные здания отдадут под рынки и магазины, а те в которых будут учиться наши внуки придется возводить методом народной стройки. Наши дети, осваивая незнакомые профессии будут не спеша обтесывать бревна, покуривая самокрутки и рассуждая как тяжело достать лес и гвозди. Другое дело, что теперь понятно чему их учить на уроках труда.

Конечно, сейчас каждый педагогический коллектив выкручивается с ремонтом как может. Ведь во многих сельских школах у родителей учащихся даже при всем их желании нет денег на ремонт и тогда учителя месяцами не получающие зарплату продав молоко своей коровы покупают на вырученные деньги краску и другие материалы и все же ремонтируют школу.

Действительно, верится, что пока существуют такие подвижники будет стоять школа, а значит и Русь.

П. Бывальский, педагог и родитель.

К содержанию Архива

Хостинг от uCoz